Муниципальная собственность на землю в РФ | Пример курсовой работы

Муниципальная собственность на землю в РФ

Цель работы состоит в рассмотрении муниципальной собственности на землю в Российской Федерации.

В целом необходимо отметить, что становление системы местного управления в России имеет богатые традиции. Исторический опыт муниципального управления второй половины XIX – начала XX вв. свидетельствует о том, что в нашей стране в конечном итоге реализуется общемировая тенденция децентрализации государственной власти.
В СССР правовые нормы о собственности были закреплены в Законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В документе получило нормативное закрепление понятие «местное хозяйство», включающее предприятия (объединения), организации учреждения, объекты производственной и социальной инфраструктуры, являющиеся коммунальной собственностью соответствующей административно-территориальной единицы.
В современной России демократические преобразования общества, привели к необходимости формирования наряду с государственной и иных форм собственности, среди которых особое место занимает муниципальная собственность.
Впервые институт муниципальной собственности получил правовое закрепление посредством внесения изменений в Конституцию РСФСР в 1990 году. Законом РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР» впервые введено понятие «частная собственность» и провозглашено равноправие всех форм собственности. Ранее советское законодательство регулировало только вопрос государственной собственности, собственности общественных и кооперативных организаций.
Согласно данному закону, имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается. Закон «О собственности в РСФСР» действовал до вступления в силу Гражданского кодекса РФ 1 января 1995 года.
Далее в 1991 году был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года.
Эти нормативные акты закрепили не только право органов местного самоуправления на обладание собственностью, но и право самостоятельно распоряжаться ею, которым наделялись местные Советы и местные администрации.
Местные Советы в законе 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» самостоятельно определяли направления использования средств местных бюджетов и обладали преимущественным, по отношению к государственным органам, правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд. Муниципальная собственность признавалась достоянием населения соответствующей территории.
В настоящее время понятие «муниципальная собственность», порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Конституцией РФ 1993 г., ГК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) и другими нормативными правовыми актами.
Таким образом, основополагающим фактором развития отношений, возникающих по поводу муниципальной собственности является конституционное регулирование отношений собственности. В этом плане юридическое содержание собственности предопределяет важнейшие характеристики демократических институтов конституционного строя, включая институты местного самоуправления в их экономическом и социальном проявлении.
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.
Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.
Муниципальная собственность – это огромный имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).
К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.
В отличие от норм муниципального права, основные из которых устанавливает Российская Федерация, менее общие – ее субъекты, а наиболее конкретные – муниципальные образования, полномочия по регулированию порядка осуществления прав муниципальной собственности распределяются только между Российской Федерацией, которая устанавливает соответствующие нормы гражданского права, и муниципальным образованием, как собственником муниципального имущества, свободным в осуществлении этих прав в той мере, в которой они не ограничены федеральными законами, без какой-либо необходимости делегировать муниципальному образованию государственные полномочия по регулированию порядка и условий приватизации муниципальной собственности.
В годы российских реформ при недостаточности, а порой и отсутствии правового регулирования ряда вопросов в сфере гражданского оборота обычным явлением стали злоупотребления органов власти своими полномочиями.
Цель работы состоит в рассмотрении муниципальной собственности на землю в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!