Мозговой штурм

Цели и задачи

Целью работы является рассмотрение применения метода мозгового штурма в организации.

Введение и актуальность


Мозговой штурм имеет довольно много разновидностей, большинство из которых можно использовать на деловых встречах для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-японски.
Рассмотрим характеристики этих технологий.
1. Обратный мозговой штурм
Предпочтительно использовать его при создании новой улучшенной модели, нового сервиса или разработке новой идеи, когда решены две творческие задачи:
выявление максимального количества недостатков в существующих товарах, услугах, идеях;
максимальное устранение этих недостатков в недавно разработанном продукте или услуге [8].
Цель метода обратного мозгового штурма - составить наиболее полный список недостатков рассматриваемого объекта или идеи, который подвергается неограниченной критике.
В результате обратного мозгового штурма составляется наиболее полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем рассматриваемого объекта, недостатки и трудности эксплуатации прогнозируются на 10-20 лет вперед, так что итоговый список недостатков обеспечивает максимально долгосрочную конкурентоспособность объектов.
2. Теневой
Не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловой встрече некоторым генераторам идей может быть целесообразным обеспечить условия для одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия можно с помощью теневого мозгового штурма.
Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Один из них - фактические генераторы - громко излагает идеи в условиях критики. Другая подгруппа – теневая, следит за ходом работы генераторов, но напрямую не участвует в обсуждении. Каждый участник записывает свои идеи, возникающие под влиянием дискуссий, проводимых активной подгруппой.
Список идей, выдвинутых генераторами, и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после сессии группе экспертов, задача которой состоит не только в оценке идей, но и в их разработке, объединении, то есть в творческом процессе.
3. Комбинированный мозговой штурм
Вышеуказанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут сочетаться в различных сочетаниях.
Двойной сеанс прямого мозгового штурма заключается в том, что после сеанса прямого мозгового штурма делается перерыв на 2-3 дня, после чего он повторяется снова. В перерыве в работу специалистов, участвующих в деловой встрече, включается мощный аппарат для решения творческих задач - подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
И наоборот, прямой мозговой штурм обычно используется для прогнозирования развития мозгового штурма. Во-первых, с помощью сеанса обратного мозгового штурма выявляются все недостатки и слабые, слабо развитые или недостаточно обоснованные аспекты существующего объекта, выделяются идеи и выделяются основные из них. Затем проводят обратный мозговой штурм, чтобы устранить выявленные основные недостатки и разработать проект принципиально нового решения. Чтобы увеличить время прогнозирования, этот цикл стоит повторить.
4. Брейнрайтинг
Эта техника основана на технике мозговых атак, но члены группы высказывают свои предложения не вслух, а письменно. Они пишут свои идеи на листах бумаги, а затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая включена в полученную листовку. Группа обменивается листовками в течение 15 минут.
5. Индивидуальный мозговой штурм
Этот метод, по сути, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и осуществляется по тем же правилам. Разница лишь в том, что сеанс ведет один специалист. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто проводит оценку своих идей. Продолжительность сеанса не должна превышать 3-10 минут. Все возникшие идеи обязательно записываются на бумаге. Автор не должен начинать свою оценку сразу, а через некоторое время, например, через неделю.
Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать себе вопросы с возможными альтернативными ответами.
6. Мозговой штурм на доске
В специальной комнате, где проводится деловая встреча, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листовки с примечаниями тех творческих идей, которые придут им на ум в течение рабочего дня. Эта доска должна быть повешена на видном месте. В центре должно быть написано - большими яркими (разноцветными) буквами - проблема, требующая решения.
7. Мозговой штурм в стиле «соло»
Эта технология может быть использована как в коллективной работе, так и индивидуально. Если один из специалистов хочет самостоятельно использовать технику мозгового штурма, лучше создать специальную картотеку для идей. Вход в картотеку заслуживает абсолютно всех идей - удачных, не очень удачных или даже кажущихся абсурдными или пустыми. Затем нужно разобраться во всех идеях, добавить что-то, улучшить и подвести итоги, выбрать те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению цели, решению проблемы.
8. Визуальный мозговой штурм
Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и набросок, сделанный во время рождения идеи, не только уловит удачную мысль, но и не потеряет импульс в процессе мышления.
Основные принципы визуальной атаки мозга:
скорость и гибкость мышления;
отсутствие преждевременной критики;
быстрая реакция.
9. Мозговой штурм в японском стиле
Существует также японская (кольцевая) система принятия решений - «кингисё», суть которой заключается в том, что проект нововведения готовится к рассмотрению. Он передается для обсуждения отдельным лицам в списке, составленном руководителем. Каждый должен рассмотреть предложенное решение и дать свои комментарии в письменной форме. После этого проводится встреча. Как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых руководителю не совсем понятно. Специалисты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяется с использованием одного из следующих принципов:
а) большинством голосов - выбирается решение с наибольшим числом сторонников;
б) диктатор - за мнение берется мнение одного человека.
Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных ситуациях;
в) принцип Курно используется при отсутствии коалиций, т. е. предлагаемое количество решений равно числу экспертов.
г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.
д) принцип Эджворта используется, если группа состоит из нескольких коалиций, каждая из которых невыгодна для отмены своего решения [9].

Заключение и вывод

При принятии важных управленческих решений целесообразно использовать коллективные экспертизы, которые обеспечивают большую достоверность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Существует коллективный метод решения, называемый «мозговой штурм». Этот метод используется, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Метод основан на том, что различные решения смоделированы в мозге человека, это своеобразный компьютер.
Таким образом, технологии мозгового штурма очень важны, потому что они полезны не только для коллективного решения проблем на деловой встрече, для развития творческого потенциала его участников, для увеличения стоимости ресурсов компании, но и для развития семантической, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов; они формируют эффективные навыки речи и слушания.
Мозговая атака является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, компетентный руководитель всегда должен быть вооружен этой техникой принятия решений, потому что она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом.
Это позволяет коллективу не только выживать в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создавать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помогает понять более глубокие причины изменений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ