Мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей различных возрастных групп.

Цель занятия физкультурно-спортивной деятельностью становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высокого результата как следствие кропотливого и тяжелого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (к примеру, по болезни) вызывает ощущение физического дискомфорта.
У спортсменов возникает познавательный интерес к этому виду спорта, к его тактике и технике, — т.е. он начинает познавать этот вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.
На стадии спортивного мастерства мотивами физкультурно-спортивной деятельности считаются:
а) стремление быть примером для подражания молодым спортсменам;
б) стремление поддержать собственное спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов в спортивной борьбе, которая делается все более трудной и острой;
в) стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его тактики и техники, потребность передать личный опыт молодым спортсменам.
Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характеризуется:
а) нарастающее снижение спортивного результата;
б) пресыщение физкультурно-спортивной деятельности;
в) «эмоциональное сгорание» спортсмена.
Возникает психическая усталость от постоянных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от семьи и дома. При этом возникает противоречие между желанием закончить активное выступление и нежеланием потерять материальные блага, которые получают за счет спорта. К этому добавляется и боязнь потерять собственный престиж в глазах «болельщиков» и коллег по спорту в связи со уменьшением спортивных результатов. Все это может привести к появлению боязни ответственных соревнований. Поэтому принятие спортсменом решения о прекращении активного занятия физкультурно-спортивной деятельностью может быть для него мучительным и долгим процессом.
Зачастую, когда спортсмен заканчивает активное выступление, он становится тренером, спортивным руководителем, преподавателем физкультуры, учиться в аспирантуре для научного изучения физкультурно-спортивной деятельности, а иногда начинает работать по специальности, не связанной с физкультурой.
По изучениям Ловягиной А.Е., главным мотивом ухода из спорта взрослого спортсмена считаются: 67% у мужчин — финансовое затруднение и невозможность их преодолеть при активном занятии спортом, 60% у женщин вступление в брак, рождение ребенка.
Е.А. Малейченко выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с высоким уровнем мастерства и большим стажем, она выявила, что на начальном этапе спортивной карьеры данный мотив занимал у них главное место. Суть его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом физкультурно-спортивной деятельностью ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих сверстников и товарищей.
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, которые побуждают заниматься спортом, выделяет:
стремление преодолевать стресс; чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя стрессовому воздействию, изменять обстоятельства и добиваться успеха — это один из сильных мотиваций физкультурно-спортивной деятельности;
стремиться к совершенству;
повышать социальный статус;
потребность быть членом спортивной группы, команды, частью коллектива;
получить материальное поощрение.
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. К примеру, А.А. Бишаева показала, что гимнастка, имеет высокий мотивационный уровень достижения успеха, имеет хорошо осознанную цель и не только стремиться достичь высокого результата и утвердиться в роли лидера, но и обладает хорошо развитым чувством ответственности, долга перед товарищами по команде и тренером. Для гимнастки с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерна отсутствие четко поставленной цели. В связи с этим у нее преобладает более опосредованный мотив занятия физкультурно-спортивной деятельностью: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в ходе занятия и т.д. А.А. Бишаева делает вывод, что у высококвалифицированного спортсмена мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсмена средней квалификации.
Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанные различными видами спорта:
управление движением;
обеспечение цикличности;
ситуативное противоборство.
Обеспечение цикличности спортивных движений в беге, ходьбе, гребле, плавании, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях иных видов предполагает четыре главных групп мотивов: синергизм, осуществление естественной координации движений, оптимизация энерготрат, спринтерско-стайерский выбор.
Управление движением предполагает другие акценты мотивации: обеспечение высокой координационной сложности, оптимизация движения по таким параметрам, как сила, быстрота, точность, реализация предоставленной попытки и многоборных качеств. К этой группе относится множество технических видов состязаний, в которых спортсмен вместе с экипажем выступает как рулевой (пилот, шкипер), а также вид, связанный с точностью управления парашютом, оружием.
Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с применением арсенала контрприемов и приемов, освоением тактики и стратегии, обеспечением переменной интенсивности, а также с прогнозированием, в котором главное место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия конкурента и партнеров по команде. Эта группа мотивов больше всего характерна для единоборства и игрового видов физкультурно-спортивной деятельности.
Блок мотивации выполняет в структуре физкультурно-спортивной деятельности следующие функции:
считается пусковым механизмом физкультурно-спортивной деятельности;
поддерживает нужный уровень активности в ходе соревновательной и тренировочной деятельности;
регулирует содержание активности, применение разных средств деятельности для достижения желаемой цели.
Блок мотивации образуют: потребность, мотив и цель физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, виды и сила мотивации зависят от таких факторов как: уровень спортивного мастерства; возраст; тип нервной системы; стаж занятий. На протяжении всей физкультурно-спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа физкультурно-спортивной карьеры характерны собственные доминирующие мотивы. Выделяют более конкретные варианты мотивации, связанные с занятиями различными спортивными видами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ