Мотив оборотничества в жанрах устного народного творчества. | Пример курсовой работы

Мотив оборотничества в жанрах устного народного творчества.

Цель исследования – дать комплексное описание мотива оборотничества в жанрах устного народного творчества.

Таким образом, в сказках, быличках, поверьях оборотничество занимает особое место и может рассматриваться как межжанровый мотив, как элемент поэтики отдельного жанра. Это своеобразный опознавательный знак при определении мифологического статуса персонажа фольклорного произведения, позволяющий по-новому оценить систему фольклорных персонажей в целом [Ипатова, 1994: 240].
Несмотря на такое, казалось бы, детальное исследование мотива оборотничества в русском фольклоре, ученым приходится решать ряд проблем. О них подробно говорит в своей статье Е.Е. Левкиевская.
Одной из таких проблем является язык описания мотива. Ведь ученому необходимо на языке науки описать явление, «написанное» на языке традиционной культуры. Подчас эти два языка отличаются весьма серьезно. Интересным в этом смысле можно считать факт, что в языке науки существует термин, который вербализует исследуемый нами феномен – термин «оборотничество», но при этом он не зафиксирован в языке самой традиции. Соответственно, отличается язык репрезентации всех явлений, связанных с оборотничеством.
Второй проблемой при изучении понятия оборотничества является проблема определения границ данного явления. Среди исследователей нет четкого мнения относительного того, все ли имеющиеся в традиции формы изменчивости нужно считать оборотничеством. Например, можно ли назвать оборотничеством способность персонажа быть невидимым? Можно ли рассматривать как формы оборотничества устойчивые ипостаси персонажа, обладающие собственными функциями, отличными от тех, которыми обладает основная ипостась персонажа, а иногда находящимися по отношению к ней в состоянии дополнительной дистрибуции? По мнению Е.Е. Левкиевской, это не оборотничество, а самостоятельное явление [Левкиевская, 2015: 29].
Проблемы определения границ этого явления и семантической наполненности понятия «оборотничество» являются наиболее важными методологическими проблемами, требующими обширного научного обсуждения и привлечения большого количества фольклорного материала.
В нашем исследовании мы не ставим задачу определить границы явления оборотничества, поэтому в рамках этой работы будем понимать под ним всякое перевоплощение персонажей.

В настоящей работе была поставлена цель – дать комплексное описание мотива оборотничества в жанрах устного народного творчества. Для достижения поставленной цели мы решили несколько задач.
В первую очередь мы выявили стратегии репрезентации ипостасей оборотней в жанрах устного народного творчества. Это может быть:
– авторское указание (прямой комментарий);
– построение синкретической фигуры;
– смена зрительской точки зрения;
-последовательная демонстрация образов.
Далее мы описали метаморфозы облика персонажей. Мы выявили устойчивый набор обликов оборотней. Персонажи-оборотни в зависимости от их функциональной нагрузки делятся на следующие группы:
– оборотни по собственному желанию или принуждению;
– персонажи, превращенные на короткий срок в неодушевленные предметы;
– оборотни, ставшие таковыми, пытаясь сбежать от чего-либо / кого-либо;
– оборотни как состязающиеся в магии колдуны, учитель и ученик.
Способами визуализации оборотничества стали следующие:
– нульморфная природа персонажа (незримость);
– представления о зримых и доступных для человеческого восприятия образах, в которых отражается демонический или собственный облик персонажа;
– представления о персонаже, принявшем облик какого-либо материального существа.
Описывая формы перемены облика персонажа, мы пришли к следующим выводам:
1) может менять ипостась;
2) может приниматься образ нерасчлененного целого;
3) могут сменяться отдельные характеристики ипостаси.
На примере фольклорных текстов мы описали оборотней поневоле, оборотней по проклятью, обучившихся оборотней и другие типы.
Мы выяснили, что оборотличество может осуществляться либо самопревращением, тогда здесь задействовано два (субъект и объект) или три персонажа (субъект, объект, посредник), либо заколдовыванием, тогда здесь действует три или четыре персонажа (появляется агент).
Наконец, мы охарактеризовали ситуацию оборотничества духа. Вселяющийся дух характеризуется бесплотностью, связью со стихией ветра, желанием обрести телесное вместилище, навредить человеку болезнью, истощением, вызвать в нем демонические свойства.
Таим образом, все поставленные в начале исследования задачи решены, а цель – достигнута. В перспективе нашего исследования видится продолжение изучения феномена оборотничества на примере фольклора других славянских народов в сопоставительном аспекте. Интересным представляется изучение мотива оборотничества в литературных памятниках разных лет.
Цель исследования – дать комплексное описание мотива оборотничества в жанрах устного народного творчества.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × пять =