Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. | Пример курсовой работы

Монополистическая конкуренция: определение объема и цен.

Цель курсовой работы – определение объема и цен в условиях монополистической конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции объем производства и цена находятся под влиянием конкуренции – с одной стороны и монопольной власти, которой обладает каждая фирма – с другой. Рыночную власть над ценой фирма получает за счет дифференциации товара. Это обусловливает отрицательный наклон кривой спроса на ее продукцию (в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет горизонтальной). Производя продукт, отличный от продукции конкурентов, фирма при повышении цены на свой товар лишается какой-то части покупателей, предпочитающих более дешевую продукцию конкурентов (в условиях совершенной конкуренции она потеряла бы всех покупателей). При снижении цены фирма может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж за счет конкурентов. Таким образом, кривая спроса на продукцию фирмы имеет нисходящий характер.
Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис.1).
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные услуги. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.
Анализируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.
Цель курсовой работы – определение объема и цен в условиях монополистической конкуренции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!