Моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов | Пример курсовой работы

Моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов

Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области социально-экономической политики.

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой – в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.
Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях – от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования не является исключением.

Изучив тему «Социально-экономическая политика государства и региона в области образования» можно сделать следующие выводы. Экономическая политика государства должна обеспечивать не только высокие и устойчивые темпы роста, но и давать принципиально новое качество экономического роста, ключевым моментом здесь является необходимость освоения новых направлений социальной политики, которые прямо или косвенно стимулировали бы трудовую активность граждан. Исходным условием формирования эффективной экономической системы должна стать эффективная социальная политика государства. Поэтому социальная политика должна быть направлена на достижение следующих целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально – уязвимых групп населения, т. е. тех, кто объективно нуждается в государственной поддержке. В этой связи должны быть разработаны механизмы, способные обеспечить адресность государственной социальной помощи;
– создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, а также эффективного использования этих средств;
– реформы в сфере пенсионного обеспечения должны обеспечивать текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального размера пенсий, в долгосрочном периоде с учетом процесса старения населения России;
– повышение эффективности системы государственного социального страхования, разработка более действенных механизмов контроля за выдачей пособий по временной нетрудоспособности;
– в области жилищно-коммунальных услуг необходимо завершить коренной поворот от поддержки производителя работ в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве к адресной поддержке потребителей;
– обеспечение всеобщей допустимости и общественно приемлемого качества социальных благ, к числу которых в первую очередь отнести медицинское обслуживание и общее образование.
Исследование социально-экономической политики региона в области образования показало, что сфера образования занимает важное место в формировании социальной политики. О чем свидетельствуют приведенные цифры. Также произошли существенные изменения в данной области, увеличился объем финансирования, произошло укрепление учебной базы. Наряду с этим существует множество проблем в образовании, которые еще предстоит решить в будущем.
И в заключении хочется отметить, что в широком смысле слова социальная политика государства направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества, целенаправленную модификацию общественных структур и институтов для достижения поставленных целей.
Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области социально-экономической политики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!