модель рынка совершенной (чистой) конкуренции | Пример курсовой работы

модель рынка совершенной (чистой) конкуренции

Цель курсовой работы: рассмотреть модель рынка совершенной (чистой) конкуренции.

Наряду с вышеперечисленными условиями рынки совершенной конкуренции так же предполагают и другие: незамедлительная реакция спроса и предложения на рыночные сигналы, что обеспечивает установление равновесия на рынке; существование рынка наличного товара, на котором производители и потребители встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте; отсутствие издержек, которые связаны с совершением сделки между производителями и потребителями; сбивание цен, как орудие конкуренции на рынке совершенной конкуренции исключается; предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностной и временной направленности. Рынки совершенной конкуренции имеют самую высокую степень независимости поведения производителей и потребителей.
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция считается несовершенной. В случае, когда эти признаки удаляются искусственно для занятия на рынке монопольного положения, ситуацию становится недобросовестной конкуренцией.
Совершенная конкуренция существовала и существует, по мнению большинства авторов, прежде всего, как некая абстрактная, идеальная модель, поскольку на реальных рынках вышеперечисленные условия в подавляющем числе случаев не выполняются, или в историческом аспекте – как кратковременный этап развития рыночных отношений, в условиях формирующегося “рыночного” капитализма.
В совершенной конкуренции рыночное предложение состоит из продукции множества мелких продавцов. В силу небольшого размера производства ни один из них не может оказать влияние на общий объём рыночного предложения и уровень рыночного ценового фактора. Только одновременное и однонаправленное действие со стороны всех продавцов влияет на рыночное предложение и вызывает сдвиг его кривой.
В реальности невозможно привести примеры предприятий совершенной конкуренции, потому что рынка, который действует по таким правилам, просто нет. Есть только сегменты, которые максимально похожи на эти условия. Чтобы найти такие примеры, необходимо найти те рынки, на которых в основном работает малый бизнес. Если на рынок, где он функционирует, можно войти любому предприятию, а также легко с него выйти, то это считается признаком такой конкуренции. К примеру, рынок сельхозсырья, валютная биржа, фондовый рынок. Здесь количество продавцов и покупателей настолько велика, и они достаточно «малым», что за редким исключением ни один человек или группа не способна контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Кроме того, продукты на этих рынках для всех производителей одинаковы, а последние имеют полную информацию об изменениях на рынке.
Так как каждая из фирм очень мала относительно рынка в целом, то кривая спроса конкурентной фирмы горизонтальна, т.е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Это означает, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.
Анализируя модель совершенной конкуренции, можно сделать объективный вывод, что условия возникновения совершенной конкуренции сводятся к 4 основным факторам. Для создания условий образования совершенной конкуренции необходимы:
– свобода доступа всех производителей к факторам производства по одинаковым ценовым показателям;
– положительность итогового масштаба производства при производстве такого числа товаров, которое не больше имеющегося на рынке спроса со стороны потребителей этих товаров;
– ценовые показатели на товары не должны зависеть от объемов их производства и ценовой политики конкретного производителя, а также действий определенных потребителей этих товаров;
– полнота информационной прозрачности информации о параметрах товаров и ценовых показателей на них для потребителей, а также данных о технологиях производства и ценовых показателях на факторы производства для производителей.
Первое и второе условие обеспечивает существование конкуренции, как у покупателей, так и у производителей. Третье условие показывает вероятность общего ценового показателя на подобные товары в пределах такого рынка. Четвертое нужно для оптимального взаимодействия субъектов рынка при покупке и продаже похожих товаров.
Ценность модели совершенной конкуренции означает возможность анализа:
с аспекта каждого субъекта рынка при конкретной стратегии поведения при реализации или потреблении товара;
с аспекта оценивания определенного типа продукта на рынке;
с аспекта общего положения конкуренции на рынке в целом.
В первом случае рассматривают состояние определенного участника и его взаимодействий с другими субъектами рынка без учета выпускаемого или потребляемого им товара. Второй случай помогает в оценке совокупных параметр товара без учета того, каким конкретно субъектом рынка он был произведен или потреблен. Самым обстоятельным считается третий подход, базирующийся на поиске оптимального положения рынка в целом, которое устраивало бы как производителей, так и потребителей.
Кривые спроса и предложения конкурентной фирмы имеют свои особенности: кривая спроса абсолютно эластичная по цене, кривая предложения является разорванной, её форма определяется кривыми предельных и средних издержек.
Таким образом, совершенной (чистой) конкуренцией можно назвать идеальный образ конкуренции. Ни в одной стране мира нет и не было и, видимо, не будет рынка той совершенной конкуренции, на котором соблюдались все те требования, характерные такой модели. Конечно же любому рынку свойственны барьеры входа и выхода. Помимо этого, производители на определенном рынке занимают не равные позиции, это связано в первую очередь с техническим и технологическим прогрессом. Необходимо стремиться именно к такой модели рынка, потому что путь стремления к ней есть путь к достойной жизни человечества.
Основополагающим критерием совершенной конкуренции можно назвать возможность предприятия влиять на ценовой уровень на рынке. Отсутствие такой возможности позволяет признать рынок – рынком совершенной конкуренции, наличие возможности влияния на ценой показатель считается признаком рынка несовершенной конкуренции.
В данной работе были выполнены цель и все заявленные задачи. Были рассмотрены такие вопросы как понятие рынка и конкуренции; модель рынка совершенной конкуренции; эффективность совершенно-конкурентного рынка; преимущества и недостатки совершенной конкуренции.
Конкуренцией называется сложный механизм, который очень важен производителю, покупателю, государству, всему рынку, экономике. На протяжении истории конкуренцию обозначали благоприятным фактом, а иногда и отрицательным. Ее принято считать важнейшим фактором для продвижения экономики, совершенствования товаров и услуг, развития новшеств. В основе конкуренции лежит эгоизм и стремление к достижению своего назначения, но, если заниматься контролем и управлением конкуренцией, где-то установить рамки и правила, а где-то не вмешиваться, то она даст благоприятный эффект для рынка и экономической сферы в общем.
Совершенной (чистой) конкуренцией можно назвать идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действует много продавцов и покупателей с одинаковыми возможностями и правами. При этом влияние любого субъекта экономической сферы на общее положение настолько мало, что им можно пренебречь.
Ни в одной стране мира нет и не было и, видимо, не будет рынка той совершенной конкуренции, на котором соблюдались все те требования, характерные такой модели. Конечно же любому рынку свойственны барьеры входа и выхода. Помимо этого, производители на определенном рынке занимают не равные позиции, это связано в первую очередь с техническим и технологическим прогрессом. Необходимо стремиться именно к такой модели рынка, потому что путь стремления к ней есть путь к достойной жизни человечества.
Основополагающим критерием совершенной конкуренции можно назвать возможность предприятия влиять на ценовой уровень на рынке. Отсутствие такой возможности позволяет признать рынок – рынком совершенной конкуренции, наличие возможности влияния на ценой показатель считается признаком рынка несовершенной конкуренции. Считаясь простой рыночной ситуацией, совершенная конкуренция представляет собой исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.
На совершенно конкурентном рынке предприятия наращивают объём производства до уровня, при котором ценовой фактор сравнивается с предельными издержками, и прекращает производство, если цена будет ниже минимального показателя средних переменных издержек.
При всех своих положительных аспектах рынок совершенной конкуренции не должен становиться идеализируемым объектом. Хотя рыночные силы саморегулирования действуют здесь с максимальной результативностью, они не преодолевают главных проблем рыночной экономики. Действующие рыночные системы значительно отдалены от абстрактной модели совершенной конкуренции, и считается необходимым активное участие государства в регулировании реальных рыночных процессов.
Для Эджуорта условиями совершенной конкуренции явились факторы: пересмотр соглашения о ценах с любым лицом из неопределенного количества; свободное заключение контрактов с неустановленным количеством контрагентов сразу; пересмотр контрактов вне зависимости от третьей стороны; возможность свободного заключения договора с другими независимо от сторонних участников.
Функционирование этой модели позволяет иметь образец, стандарт, с которым можно сравнить и оценить эффективность реальной экономической ситуации.
Цель курсовой работы: рассмотреть модель рынка совершенной (чистой) конкуренции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!