Мировой опыт нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства

Цели и задачи

Целью работы является анализ функционирования института нетарифных методов регулирования внешней торговли, выявление проблем системы нетарифного регулирования и разработка предложений по ее совершенствованию.

Введение и актуальность


Компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, которое предоставляет специфическую субсидию, было предложено провести консультации. Компенсационная пошлина используется также в случае, когда указанное иностранное государство отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций обоюдное решение не было достигнуто.
Следует отметить, регулирование что данные виды пошлин не являются таможенными пошлинами и не относятся к таможенным платежам, а также взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.
Таким образом, использование нетарифных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено тем, регулирование что на собственной территории государство может устанавливать специальный порядок характеристики проникновения в экономические страну иностранных характеристики производителей товаров и экономические услуг, а также создавать благоприятные условия для эффективного развития экспортных производств и организовывать специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных характеристики производителей и экономические потребителей.
Их применение координируется государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства конкретной страны

Заключение и вывод


Под нетарифным регулированием в современной торговле принято понимать комплекс правовых мер, направленных на защиту национальных интересов государства или группы государств путем установления: эмбарго, таможенной блокады, разрешительных систем, квотирования, лицензирования, технических барьеров, экспортного контроля и т.д. Опорой для нетарифных мер служит административный метод регулирования внешней торговой деятельности.
Классификатор ЮНКТАД по нетарифным мерам является наиболее информативным среди всех подобных. Все нетарифные меры можно разделить на группы «жесткие» и «технические». К «жестким» нетарифным мерам относятся: количественные ограничения, меры контроля над ценами, антидемпинговые, компенсационные, защитные, финансовые, паратарифные, монополистические меры, инвестиционные меры, связанные с торговлей, ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность и с определением страны происхождения товаров. Целью «жестких» нетарифных мер является осуществление регулирования внешней торговли и проведение торговой политики. Технические ограничения включают в себя: санитарные, фитосанитарные меры, технические регламенты, предотгрузочные инспекции. Целью технических ограничений является обеспечение здоровья и жизни человека, животных и растений, защита окружающей среды. Отдельно стоит отметить группу нетарифных методов, связанных с экспортом товаров, так как данная группа включает как «жесткие», так и «технические» меры.
Отношение ВТО к нетарифным ограничениям в целом негативное, главной целью ВТО в сфере нетарифных методов регулирования является снижение их влияния на мировую торговлю, основополагающими принципами в данной области являются: установление режима наибольшего благоприятствования к товарам всех стран и установление национального режима в отношении всех мер, регулирующих внешнюю торговлю. Нормативно-правовая база в сфере нетарифного регулирования в России представлена национальным законодательством и законодательством в рамках ЕАЭС. При этом данная база во многом соответствует ключевым положениям ВТО, касающихся нетарифного регулирования. На данный момент по данным ЮНКТАД в мире 50 511 действующих мер нетарифного регулирования, которые влияют на 77 % мировой торговли.
Из этих мер наиболее используемыми являются технические регламенты и санитарно-фитосанитарные меры. Также среди основных тенденций в мировой торговле в сфере нетарифного регулирования можно выделить то, что развитые страны регулируют больше продуктов и более высокую долю импорта и экспорта, чем наименее развитые и развивающиеся страны. Также стоит отметить, что сельскохозяйственные товары являются наиболее регулируемыми в мировой торговле. В России на данный момент действует 675 мер нетарифного регулирования, наиболее широко используемыми являются технические ограничения. Воздействию технических регламентов и стандартов подвержено 35% товаров в мировой торговле, а также 65% мирового импорта. Санитарные и фитосанитарные меры охватывают 20 % мирового импорта и 20% товаров в мировой торговле. Влиянию нетарифных мер подвержено 23% экспортируемых категорий товаров, а также около трети мирового экспорта.
Наибольшие издержки по экспорту от нетарифных мер несут страны, у которых сельскохозяйственные товары занимают одну из ключевых позиций по экспорту. Наименьшие издержки несут те государства, для которых полезные ископаемые являются наиболее экспортируемыми. Также стоит отметить, что нетарифные методы регулирования ограничивают международную торговлю в большей мере, чем тарифные методы. Основными проблемами мировой системы нетарифного регулирования являются: использование технических мер не по прямому их назначению, а для реализации протекционистской политики; количественная оценка нетарифных мер, скрытый характер некоторых нетарифных методов; противоречие между статьями ГАТТ-1994 в области нетарифного регулирования. В рамках ЕАЭС основными проблемами системы нетарифного регулирования являются: несогласованность национальных законодательств и единого законодательства ЕАЭС, его недоработка и как следствие, избыточная переполненность отсылочными нормами к национальным законодательствам, а также наличие повторяющихся разрешительных документов; ввоз запрещенных товаров через процедуру реэкспорта; скорость принятия решений таможенными органами по вопросам запретов и ограничений. Решением проблем мировой системы нетарифного регулирования могут стать: увеличение открытости информации о технических барьерах стран в целом; координация деятельности стран в рамках интеграционных объединений, создание базы данных по действующим нетарифным ограничениям в мировой торговле в целом и в рамках определенных стран; преобразование нетарифных мер в тарифные эквиваленты в определенных категориях товаров; улучшение международных правил торговли в рамках ВТО. А также, технические требования к иностранным товарам не должны быть более обременительные, нежели к товарам отечественного производства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ