Межкультурная коммуникация: содержание,формы,уровни,значение в условиях глобализации мирового пространства

Цели и задачи

Цель исследования – освоение проблематики межкультурных коммуникаций.

Введение и актуальность


Опосредованная и непосредственная формы межкультурной коммуникации различаются наличием или же отсутствием в процессе взаимодействия посредника коммуникационного процесса. В данном случае под посредником может пониматься или человек, например, переводчик или устройство, например, телефон, компьютер. Но следует отметить, что по своей сути все коммуникационные акты являются опосредованными, так как в каждом случае имеются временные и пространственные искажения.
Коммуникация, которая совершается по телефону, имеет прямую форму, но в этом случае не учитываются невербальные средств общения. Контекст межкультурной коммуникации Формы межкультурной коммуникации так же связаны с коммуникационным контекстом.
В межкультурной коммуникации выделяют следующие виды контекста:
внутренний контекст
внешний контекст
временной контекст.
Внутренний контекст представляет собой знания, ценности, культурное сходство и индивидуальные особенности участника коммуникации. Так же в рамках этого контекста можно выделить эмоциональный настрой, с которым человек вступает в коммуникацию, эмоциональный настрой формирует атмосферу, в которой проходит коммуникационный процесс.
Внешний контекст представлен в таких категориях как время, сфера и условия общения. Место, в котором происходит процесс коммуникации влияет на сам коммуникационный акт. Именно место определяет настроение межкультурной коммуникации. Участник коммуникационного акта, который находится на знакомой ему территории чувствует себя более уверенным, он лучше ориентируется в пространстве, так как находится в пределах своего культурного поля, другой участник коммуникации, для которого территория является незнакомой, может ощущать дискомфорт и плохо ориентироваться в культурном пространстве.
Отличается и характер коммуникации на работе и дома: в домашних условиях на коммуникационный акт в большей степени будет оказывать влияние бытовая культура и личностные особенности. Под временным контекстом понимают период времени, в рамках которого происходит коммуникационный акт. В зависимости от временного периода отношения участников коммуникационного акта могут различаться. Если говорить о хронологических характеристиках, то можно выделить следующие виды коммуникации: одновременные (осуществляются путем личностных контактов), разновременные (остальные коммуникативные ситуации).
Межкультурная коммуникация в свою очередь осуществляется посредством межличностной коммуникации. Под межличностной коммуникацией понимают процесс, в ходе которого оба участника коммуникации оказывают друг на друга определенное влияние. Форма межличностной коммуникации имеет ряд специфических черт. Формы межличностной коммуникации зависят от многих факторов, например, от количества участников коммуникационного процесса, их социальной роли и социального статуса, цели коммуникации, временной и пространственной специфики коммуникационного акта.
Считается, что идеальная межличностная коммуникация – это непринужденная неформальная беседа двух человек. Этот вид коммуникации имеет ряд особенностей: разнообразие тем, которые поднимаются в беседе одна сторона более активна, чем другая происходит периодическая смена коммуникативной установки существует возможность возвратиться к уже затрагиваемым темам В данном случае заключение беседы может быть вовсе не обязательным, так как она может быть неожиданно прервана обстоятельствами из вне.
В случае если коммуникация осуществляется в рамках формально беседы, используются общепринятые нормы коммуникации, определенный порядок высказываний. Межличностная коммуникация является неизбежной, так как человек как существо социальное не смогло бы существовать без общения. Так же межличностная коммуникация является необратимым процессом, так как сказанное нельзя отменить.
Для межличностной коммуникации обязательным условием является обратная связь. Обязательными компонентами межличностной коммуникации являются: отправитель, информация, реципиент, информационный канал обратна связь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что межличностная коммуникация может быть одним из видов межкультурной коммуникации, при этом участники коммуникационного процесса должны принадлежать к разным культурным общностям.

Заключение и вывод

Термин «межкультурная коммуникация» впервые появился в 1954 году в работе антропологов Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Эти ученые под «межкультурной коммуникацией» понимали идеальную модель, к которой следует стремиться для наиболее эффективной адаптации к окружающей действительности. Однако с того времени ученые расширили и модернизировали это понятие. Обязательным правилом межкультурной коммуникации считается принадлежность членов коммуникации к разным культурам, участники коммуникационного процесса так же должны осознавать свои культурные различия.
Иными словами, межкультурная коммуникация — это межличностная коммуникация, которая имеет определенный контекст, и в процессе этого акта участники отслеживают культурные различия друг друга.
Межкультурная коммуникация всегда происходит между представителями разных культур, при этом культурные различия приводят к сложностям в общении. Сложности основаны на ожиданиях и предубеждениях, которые отличаются в разных культурных обществах. Если члены коммуникации не знают, как преодолеть эти трудности, происходит сбой коммуникации. Под межкультурными различиями понимают различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникационного акта. На процесс распознания этих кодов, кроме культурных несоответствий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус участников коммуникации. Насколько успешным будет коммуникация зависит от толерантности, предприимчивости и опыта участников. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня современная наука под понятием «межкультурная коммуникация» понимает общность различных форм отношений и общения между коммуникантов, которые принадлежат к разным культурным общностям.
Коммуникативное пространство современности является довольно сложной системой, в которой основное место занимают виды коммуникации. Это можно объяснить тем, что человек каждый день находится в различных ситуациях и взаимодействует с разными людьми. Межкультурная коммуникация представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур.
Таким образом, это специфическая форма деятельности, широкая область познания, которая требует знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, мировоззренческих представлений. В процессе этой деятельности происходит не только понимание чужой культуры, но и осознание собственной при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. В связи с этим стремлением сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рассматриваются различные проблемы взаимодействия культур. Наиболее известными принято считать теорию высоко- и низкоконекстуальных культур Э. Холла, теорию культурных измерений Г. Хофштеде, теорию культурной грамотности Э. Хирша. Человек не может существовать в изоляции от других людей. Сегодня естественна ситуация, когда любой народ готов делиться продуктами собственной культуры и открыт для восприятия чужого опыта. Благодаря межкультурной коммуникации сохраняются отношения людей на мировом уровне.
На основании проведённого анализа проблем, барьеров коммуникации в мультикультурной среде, а также учитывая современное объективное социально-экономическое и геополитическое состояние современного мира эффективность коммуникации возможно при соблюдении определённых принципов, позволяющих реализовывать как национальный, так и профессиональный интерес участвующих в коммуникации сторон.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ