международное экологическое право как отрасль международного права | Пример курсовой работы

международное экологическое право как отрасль международного права

Цель работы – всесторонне рассмотреть международное экологическое право как отрасль международного права.

К основным субъектам международного экологического права относятся народы и нации. Наиболее полным международным документом, где закреплены экологические права народов, является Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах, принятая в 1989 году в рамках Международной Организации Труда. Статья 15 Конвенции указывает на то, что «право народов на природные ресурсы должно охраняться».
Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды нашел выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества государств, народов и наций, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем.
Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества государств, народов и наций, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем.
В течение многих лет ЮНЕП выступала в роли катализатора переговоров по другим международным соглашениям, образующим основу усилий ООН по прекращению нанесения вреда планете. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.) обеспечила снижение опасности загрязнения токсичными отходами.
Проблемы охраны окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. К числу таких организаций относятся: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.
В охране окружающей среды и регионального планирования Совет Европы осуществляет: обеспечение охраны и бережного отношения к окружающей среде в Европе; сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека; планирование развития территорий; создание сети охраняемых заповедников.
Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия.
Наиболее крупной и авторитетной международной неправительственной организацией (МНПО) является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), основанный в 1948 году во Франции.
В практической деятельности мирового сообщества существуют экологические споры, которые разрешаются международными органами. Наиболее авторитетным международным органом в этой области является Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), учрежденный как неправительственная организация инициативной группой юристов, которые провели учредительную конференцию в Мехико в ноябре 1994 г. В первичный состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию.
Согласно Уставу, Международный экологический суд оказывает услуги международному сообществу в разрешении экологических споров (возникших и назревающих) в трех формах:
1) путем эколого-юридического анализа «горячей» ситуации в представлении юридических консультаций заинтересованным сторонам по их просьбе;
2) путем примирения сторон, т.е. нахождения такого компромиссного решения спорной ситуации, которая устраивает ту и другую стороны и которая, как правило, может быть выражена в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;
3) путем проведения полноценного судебного – арбитражного процесса по обоюдному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным. В любом случае, рассмотрение споров строится на принципах третейского суда, т.е. при условии, что стороны договариваются между собой об обращении к Международному суду, выбирают из состава Суда трех или более (нечетное число) судей, которые образуют коллегию для рассмотрения конкретного дела. При этом стороны берут на себя заранее согласуемые расходы по судебному рассмотрению спора.
В компетенцию Международного экологического суда включен довольно широкий круг экологических споров. В первую очередь, это споры по возмещению вреда, причиненного в результате трансграничных загрязнений окружающей среды или иных негативных экологических воздействий трансграничного характера.
Наиболее авторитетной международной неправительственной экологической организацией является Гринпис, которая состоит из Greenpeace International (GPI) с главным офисом в Амстердаме и 30 региональных отделений в 47 странах.
Цели деятельности Гринпис – защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологичного образа жизни. Гринпис использует прямые действия (акции и протесты), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей. Гринпис имеет общий консультативный статус при ООН вместе с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС).

Международное экологическое право – это совокупность принципов и норм международного права, которое регулирует отношения между его субъектами в сфере охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.
Для сохранения нашей планеты и жизни на ней, международному сообществу необходимо было выработать эффективные нормы и механизмы их реализации, способствующие предотвращению и преодолению глобального экологического кризиса. С этой целью уже были предприняты различные меры: от принятия международных договоров, направленных на регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, до создания разнообразных международных организаций, объединяющих усилия государств для разрешения экологических конфликтов.
Рассмотренные в работе этапы развития международного экологического права свидетельствуют о том, что международно-правовая охрана окружающей среды складывалась эмпирически, как юридические правила по регулированию наиболее неотложных потребностей природопользования. На начальном этапе преобладали интересы равного, справедливого распределения природных ресурсов (водных, рыбных и т.п.). Природоохранные аспекты ресурсопользования рассматривались с точки зрения необходимости обеспечения их долговременного потребления.
Предметом международного экологического права являются отношения, связанные с защитой окружающей среды от загрязнения.
Объектами международного экологического права являются глобальные экологические ресурсы, трансграничные природные объекты, атмосферный воздух, растительный и животный мир, особо охраняемые природные объекты, охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами и т.д. права. Основные субъекты международного экологического права – государства, народы и нации.
Источники международного экологического права делят на два вида:
1) которые закрепляют действующие правовые принципы и нормы и образуют право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное право); 2) которые содержат необязательные правила, но влияющие на международные отношения своим авторитетом («мягкое», рекомендательное, право).
В теории права традиционно под принципами права принято понимать «основные руководящие идеи (начала), которые пронизывают право, характеризуют его содержание.
Принцип обеспечения экологической безопасности базируется на следующих основах:
– принцип равной экологической безопасности, аналогичный принципу равной безопасности, сложившемуся в военно-политической сфере;
– принцип запрещения экологической агрессии;
– принцип контроля за соблюдением согласованных требований экологической безопасности;
– принцип регулярного обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях;
– принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях; принцип научно-технического сотрудничества и т.д.
Принцип устойчивого развития понимается как развитие, отвечающее потребностям настоящего, но не лишающего будущие поколения возможности удовлетворять их потребности.
Принцип защиты экологических прав человека – один из центральных в экологическом праве. В Декларации Стокгольмской конференции Объединенных Наций от 16 июня 1972 г. окружающая человека среда рассматривается как общее достояние.
Таким образом, международное экологической право является составной частью международного права, «вплетено» в его общую структуру.
Цель работы – всесторонне рассмотреть международное экологическое право как отрасль международного права.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!