Международная миграция и ее влияние на изменение трудового,научно-технического и интеллектуального потенциалов

Цели и задачи

Целью работы является исследование современных тенденций развития миграционной политики индустриальных государств и «черного рынка» труда.

Введение и актуальность


По итогам анализа экономические стимулы трудовой миграции нужно разделить на 2 группы: выталкивающие экономические стимулы, а также привлекающие стимулы экономического характера. Итак, выталкивающие стимулы – это неудовлетворительное экономическое положение трудовых мигрантов на родине. Такая ситуация вынуждает человека покидать родину, направляться в чужую страну. В качестве привлекающего экономического стимула может выступать более высокий уровень зарплаты, что дает возможность содержать не только себя, но и семью на родине.
Отличие этой классификации от общепринятых норм заключается в том, что она касается, к примеру, уровня образования мигрантов, что актуально для нашей страны. Россия, как известно, в отличие от развитых стран, не так давно начала учитывать в миграционной политике уровень образования, квалификацию трудовых мигрантов.
Итак, трудовая миграция – это сегодня самый важный поток в территориальной мобильности населения, не только в мире, но и в странах СНГ.
Что касается внешней трудовой миграции, то она сильно влияет на экономику всех стран, которые принимают участие в процессе. Теоретические исследования в области воздействия трудовой миграции на рынок труда показали, что ее последствия – это изменение в предложении специалистов, дальнейшее изменения позиции равновесия рынка труда.
Трудовая миграция является сложным процессом, так как имеет не только положительные, но и отрицательные стороны (Таблица 2).
Таблица 2
Основные последствия трудовой миграции для страны отправления и страны назначения
Принимающая страна Отправляющая страна
Положительные последствия Негативные последствия Положительные последствия Негативные последствия
- снижение затрат на обучение прибывающих рабочих и специалистов;
- рост конкуренто-способности продукции, из-за более низкой стоимости труда иностранной рабочей силы;
- иностранные рабочие теряют работу в первую очередь, если экономическое положение предприятия ухудшается;
- экономия на пенсиях и других социальных выплатах. - обострение ситуации на местном рынке труда;
- цена труда падает, так как предложение на рынке труда растет;
- возникает нелегальная иммиграция, и сопутствующие ей негативные последствия;
-фактор роста социальной напряженности в обществе. - снижение напряженности внутреннего рынка труда;
- рост доходов населения за счет денежных переводов мигрантов;
- сокращение уровня бедности;
- уменьшение нагрузки на бюджет за счет пособий по безработице и др. бюджетных расходов;
- возможность возвращения более квалифицированных рабочих. - утрата части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте;
- неполучение государством отдачи от общеобра-зовательной и профессиональной подготовки трудовых эмигрантов;
- потеря специалистов и квалифицированных рабочих («утечка умов»);
- ухудшение семейных отношений.
Главный вывод – трудовая миграция снижает стоимость труда в принимающей стране, а в отправляющей стране – напротив – увеличивает стоимость труда. Что касается занятости, то в принимающей стране она увеличивается, а в отправляющей – снижается. Мигранты вытесняют с рынка местное население. Но эмпирические наблюдения отрицают данные выводы. Например, исследования Г. Брюкера показали, что зарплаты сотрудников мануфактуры снижаются только на 1,05% и сотрудников умственного труда – увеличиваются на 0,18% - если количество мигрантов вырастет на 1%. Если рынок труда не равновесный, то зарплата сотрудников мануфактур снизится на 0,58%, а безработица вырастет на 0,85%. Высококвалифицированные специалисты будут получать на 0,19% меньше.
Когда формируется миграционная политика, нужно помнить обо всех последствиях, которые может вызвать внешняя трудовая миграция, чтобы процесс приносил больше пользы обеим сторонам.
Итак, как утверждает множество ученых, к главным признакам внешней миграции нужно отнести:
- пересечение государственных и административных границ;
- прибытие в страну и выезд с нее граждан других государств, лиц, не имеющих гражданства;
- выезд со страны и въезд в страну.
Судя по анализу, мы считаем, что в качестве четвертого признака нужно считать сроки, а пятым признаком будет перемещение, шестой признак – тип миграции.

Заключение и вывод


Миграция - это юридический факт, представляющий собой совокупность складывающихся между субъектами миграционного права, в том числе государством въезда и выезда и мигрантами (иммигрантами, эмигрантами, реэмигрантами и т. д.) в процессе территориальных перемещений последних, административно-правовых отношений, требующих административно-правового регулирования, которое в обязательном порядке влечет за собой приобретение мигрантами нового административно-правового статуса.
Таким образом, представляется, что сегодня России требуется взвешенный подход к административно-правовому регулированию проблем внешней миграции, четко сформулированные нормативно-правовые предписания, в этой сфере.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы федеральной государственной службы, в том числе в ФМС, находятся в ведении РФ, поэтому субъект РФ может решать, например, вопросы по созданию центров временного размещения иностранных граждан, вопросы социально-экономического характера, возникающие в сфере миграции, вопросы взаимодействия ФМС и других органов.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что меняющийся характер взаимоотношений между Россией и государствами-участниками СНГ настоятельно требует внесения изменений и дополнений в механизм административно-правового регулирования отношений в сфере внешней миграции.
Обеспечение правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства, с одной стороны, должно учитывать их права и обязанности, а с другой - быть направленным на укрепление правопорядка, безопасности и реализацию интересов Российской Федерации, среди которых в последние годы особое значение приобрела проблема преодоления демографического кризиса, особо остро стоящей на Дальнем Востоке.
Открытость РФ для международных отношений, развитие экономики, выход ее на международный рынок, являются предпосылкой для возникновения в некоторых регионах специфических правовых режимов пребывания иностранных граждан. Одним из них является Дальний Восток, на территории которого с учетом культурных и экономических связей, а также близости границ с рядом стран АТР созданы и функционируют свободные экономические зоны; открыта часть дальневосточных границ для безвизового перехода; достигнуты соглашения о взаимном, упрощенном порядке пересечения границ гражданами РФ и гражданами некоторых государств, граничащих с РФ на Дальнем Востоке.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ