Методы управления региональным развитием | Пример курсовой работы

Методы управления региональным развитием

Цель работы –изучить методы регионального развития на примере Республики Татарстан.

Для повышения своей привлекательности региону необходимо конкурировать с другими субъектам страны не только за размещение предприятий, но и за привлечение в регион населения из других регионов, в особенности высококвалифицированного населения в трудоспособном возрасте. Кадровый потенциал одновременно с социально-экономическим и научно-техническим потенциалами обусловливает уровень привлекательности региона в отношении размещения и поддержании существующих производств, соответственно, определяет привлекательность региона и для создания новых рабочих мест. В результате, рост численности занятого населения способствует социально-экономическому благополучию населения, а также улучшает финансово-бюджетное состояние региона.

1.3. Государственное регулирование – как основной метод развития регионов РФ

Государственное регулирование развития территории — это действия государства, направленные на создание благоприятных условий для повышения качества и уровня жизни населения. Территориальная система должна функционировать в таком режиме, при котором будет обеспечено устойчивое, сбалансированное воспроизводство социального, ресурсного, хозяйственного и экологического потенциалов местности. К признакам, характеризующим территориальное развитие, относят:
–        стабильность условий, то есть устойчивость сохранения условий необходимых для возобновления потенциала местности;
–        согласованность, т. е. уникальный для каждой территориальной системы набор потенциалов, характеризующий её и обеспечивающий социальную направленность системы, её устойчивость;
–        общественная ориентация, т. е. оценка ситуаций в регионе с позиции влияния на показатели уровня и качества жизни населения.
Регулирование территориального развития осуществляется на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. При этом на уровне федерации субъектами регулирования выступают Президент РФ (указы), Правительство РФ и его министерства, принимающие постановления и распоряжения, воплощающие в жизнь федеральные законы и указы Президента. На региональном уровне — органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. При этом все мероприятия региона проводятся в соответствии с федеральным законодательством и не противоречат программам развития федерации. На местном уровне — органы местного самоуправления.
В России регулирование территориального развития осуществляется в основном в виде поддержки и помощи федерального центра отдельным регионам. Действия органов власти, могут иметь различных характер, политический, экономический, правовой, социальный, финансовый, однако имеют общие цели цель:
Региональное развитие это – совокупность различных социальных и экономических целей. Управление развитием региона – это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона. Этот процесс предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.
К основным методам управления региональным развитием можно отнести такие мероприятия как: создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности, регулирование деловой активности и прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
На сегодняшний день регионы России конкурируют между собой на нескольких уровнях. Повышение уровня конкурентоспособности региона необходимо, прежде всего, для повышения инвестиционной привлекательности региона. Именно поэтому мероприятия по социальному развитию региона позволяют повысить и экономическую составляющую.
Немаловажная роль в развитии регионов отводится государству, как главному регулирующему органу. В России регулирование территориального развития осуществляется в основном в виде поддержки и помощи федерального центра отдельным регионам. Действия органов власти, могут иметь различных характер, политический, экономический, правовой, социальный, финансовый, однако имеют общие цели – стимулировать и поддерживать развитие территорий, не способных существовать в режиме саморазвития, создавать направленную миграцию, поддерживать формирование и функционирование потенциальных «точек роста» а также территорий особо важного политического и геополитического значения и создавать условия для реализации регионами общегосударственных функций (например, обслуживание и содержание федеральных объектов на территории региона). К основным формам федеральной поддержки депрессивных территорий относят – федеральные программы поддержки, временные налоговые преференции, перестройка производственных мощностей, переподготовка кадров. Помимо регулирования экономики, государство влияет на развитие регионов и территорий принимая комплексные социальные программы развития территории в общем, и образования, здравоохранения и культуры в частном, реализуя мероприятия по социальной защите населения. Если федеральная программа предусмотрена на территории многих субъектов РФ, то на местах она реализуется через региональные целевые программы. Региональным программам развития оказывается правовая, финансовая помощь из федерального центра.
Так же в работе был проведен анализ регионального развития Республики Татарстан. Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Является крупным регионом, с развитой инфраструктурой, с высоким уровнем развития науки, производства и сельского хозяйства. Географическое положение Татарстана определяет его ключевую роль в транспортных связях восточной и европейской частей России, а также в коммуникации с другими странами.
SWOT – анализ региона показал, что Татарстан очень сильный и стабильный регион, с высоким научным и природным потенциалом. Но в республике не полностью реализованы возможности, что может привести к низкой инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики Республики. Так же особое внимание региону стоит уделить инновационному направлению. Именно это и позволит республике выйти на новый уровень своего развития.
Цель работы –изучить методы регионального развития на примере Республики Татарстан.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!