методологические основания «понимающей» социологии Макса Вебера | Пример курсовой работы

методологические основания «понимающей» социологии Макса Вебера


Основным методологическим инструментом анализа исторических и социально-экономических процессов, который использует М. Вебер, является понятие «идеального типа». «Идеальный тип» М. Вебер конструирует как теоретическую схему, а потом соотносит ее с эмпирической реальностью, что позволяет понять сущность исследуемого явления или процесса и наметить способы максимально эффективного решения задачи. По его мнению, «чтобы рассмотреть действительные каузальные связи, мы конструируем недействительные»295. Что касается эмпирической науки, то ее задачей, отмечал М. Вебер, «не может быть создание обязательных норм и идеалов, из которых потом будут выведены рецепты для практической жизни. …Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить».
Положения классика систематизируются вокруг руководящей идеи – политическая власть, представлена трехуровневой концепцией: а) фундаментальных структур власти (типология господства); б) принципов государственной власти (комбинация типов господства, экономически процветающий класс в управлении, развитая политическая культура, территориальная и национальная политика; в) этических аспектов политической власти («тика ответственности»). Трехуровневая концепция идей политической власти М.Вебера является методологическим инструментом, т.к. задает алгоритм анализа, как в теории сравнения, так и в исследовании общества.
Центральное место в трудах Вебера занимает понятие «рациональность», а также связанные с ним рационализация и рационализм. Своеобразие развития западноевропейского общества, его специфика и уникальность предопределили появление и формирование концепта рациональности, связанное с поиском и определением факторов и механизмов развития общественных отношений. По мнению Вебера, особый, специфический рационализм является той чертой, которой характеризуется развитие западноевропейской науки, искусства, государства, экономики. В «Предварительных замечаниях» к «Протестантской этике и духу капитализма» он подчеркивает, что многие социокультурные феномены, характерные для западного общества, известны и в других цивилизационных моделях. Указывает, что именно наличие рационального эксперимента и рационального «доказательства» отличает, например, европейскую науку от науки Индии. Однако сам по себе рационализм не является неповторимой характеристикой западной культуры: «…во всех культурах существовали самые различные рационализации в самых различных жизненных сферах».
Макс Вебер – основоположник «понимающей социологии», призванной оценивать социальные действия исходя из объяснения соответствующих причин: «В поведении (Verhalten) людей («внешнем» и «внутреннем») обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. По М.Веберу, социологию необходимо трактовать как понимание, по которому «наиболее понятным является действие, которое (1) направлено на достижение целей, которые осознает отдельный индивид, (2) использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом».
Социологи не разграничивают зависимость между следующими положениями:
1) выделяется более или менее приближенный и достигнутый тип правильности;
2) целерациональный и ориентированный тип (субъективный характер);
3) осознанное и замеченное более или менее однозначно целерациональное и ориентированное поведение;
4) нерациональное поведение, однако понятно по смысловой нагрузке;
5) поведение определено более или менее доступной к пониманию смысловой связью, присутствует прерываемая непонятность, которая вызвана в отдельные моменты времени;
6) абсолютно непонятные психические и физические данности «в» человеке, которые «связаны» с ним.
«Понимающая» социология строится Вебером как методология понимания социологом смысла наблюдаемого им социального действия. Для автора главное раскрыть смысл его речи. В решении поставленной задачи возможны два решения поставленной задачи. Во-первых, речь может идти о реконструкции предполагаемого актором смысла, который Вебер называет субъективным смыслом. Но этот смысл не наблюдаем в принципе. Пока не ясно даже, как к нему можно подступиться. Во-вторых, речь может идти о смысле самого социолога (или постороннего наблюдателя), который им устанавливается при наблюдении манифестированных действий актора.
Немецкий социолог разрабатывает методологию, позволяющую, с его точки зрения, реконструировать мотивы наблюдаемого действия актора. В основе этой методологии лежит понятие «идеального типа». «Идеальный тип», по мысли Вебера, – это, прежде всего, методологический конструкт, позволяющий социологу восстановить смысловую связь мотива и действия актора. В установлении мотива действий социолог должен, по мысли Вебера, руководствоваться двумя методологическими принципами:
1) адекватной смысловой связи (мотива и действия);
2) каузальной адекватности (возможного мотива). Эти принципы не столь очевидны, как может показаться, и не очень четко определены Вебером.
В одном из фундаментальных трудов М.Вебера «Хозяйство и общество» раскрывается система социологических категорий, которые дают характеристику экономическому действию. Экономическое действие по М.Веберу – это форма социального действия, которая охватывает социальнокультурные и властные элементы.
Следует выделить основные категории «понимающей» социологии. Первая категория, характеризующая экономическое действие, связана с понятием «хозяйствование». На современном этапе развития экономических отношений, которое охватывает и хозяйствование, у индивида возникает желание получить определенную прибыль. Вторая категория различает понятие «хозяйство» и «техника». Если возникает какой-либо «технический» вопрос, то возникает сомнение по вопросу использования наиболее рационального средства. Под «техникой» действия понимается совокупность средств, которые необходимо использовать, чтобы достигнуть ту или иную цель. Третья категория связана с введением в научный оборот определения «распорядительная власть». При наличии распорядительной власти, считает М.Вебер, экономическое действие – это качественный признак «хозяйствования». При распорядительной власти приобретается возможность распорядиться ресурсами, появляется возможность совершать обменные операции. К примеру, государственным служащим предоставлено частично право распоряжения властными полномочиями. Четвертая категория, выделяет в экономическом действии «полезность». Если учесть теорию социального действия, то под «полезностью» следует понимать предполагаемую или реальную возможность применить какие-либо действия в настоящее время и в будущем. Здесь и появляется ориентир «полезности» хозяйствования (экономического действия) индивидов. Носители полезности – это вещи и люди. Поэтому, в категориальных построениях для институциональной социологии, прежде всего, актуальны факты как реальная основа развития новых форм социального расслоения по признакам самореализации масс под влиянием авторитетных лидеров, идей, ценностных установок.
Определение «социальное действие» впервые было введено в научный оборот немецким социологом М.Вебером, который также определил идеальные типы «социального действия», разработал концепцию, которая в последующем получила название «веберовская концепция социального действия». Исходное положение теории М.Вебера «социального действия» считается рассмотрение соотношений таких категорий, обеспечивающих жизнедеятельность индивида: «действие», «социальное действие», «поведение».
По теории М.Вебера, выделяют четыре основных типа социального действия, основой которых является степень убывания рациональности:
1. целерациональное действие, под которым понимается действие, которое характеризуется однозначностью и ясностью осознания действующим субъектом обозначенной цели, по которой индивид рационально соотносит осмысленные средства, обеспечивающие ее достижение, учитывая пользу, достижения, затраты и потери;
2. ценностно-рациональное действие, преобладает доминирование ценностных групп. Данное действие характеризуется принципом: «цель оправдывает средства». Само действие определено верой в принятии безусловной ценности (моральная, эстетическая, религиозная, любая другая самодовлеющая ценность), это любое поведение индивида в не зависимости от достигнутого результата;
3. аффективное действие – это действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида, – это может быть гнев, ненависть, любовная страсть, воодушевление, ужас, прилив отваги;
4. традиционное действие – действие, основанное на имеющейся привычке совершать определенные действия. Наличие привычек в человеке не избежать, они были, есть и будут. Их наличие определено окружением. Привычки минимально осмыслены, в них минимум целеполагания. Традиционному действию противополагается целенаправленное поведение, по своей природе, ценностно-рациональное, однако в поведении индивида присутствуют элементы и того, и другого.
Обозначенные типы действия характеризуют основные характеристики действия индивида или отдельных социальных групп, а также общества в целом.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!