Методика организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Методика организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: раскрыть методические особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и выявить ее эффективность.

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5-6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.
Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики — водители — продавцы—покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, пока грузчики разгружают товар, покупатели по-разному решают, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки.
В. В. Зеньковский утверждает, что функция игры состоит не столько в познании окружающего мира, сколько в том, чтобы придать активности ребенка такую форму, которая, не уводя от реальности, «ослабит прямое взаимодействие с ней путем введения работы фантазии». Активность ребенка этого возраста в сюжетно-ролевой игре может быть направлена на придумывание темы игры, конкретизацию содержания, определение состава ролей, поиск и изготовление атрибутов, обустройство места игры [13, с. 56].
Игра — это не застывшее явление; именно по ходу действия додумываются детали, реализуются новые идеи, появляются дополнительные роли («Давай кого-нибудь позовем», «Мы не успеем сцену доделать, не хватает ступенек.). Чем больше попутных творческих решений, тем динамичнее складывается игра; в ней есть место шутке, задору, выдумке [19, с. 23].
Дети активно стремятся подражать положительному сказочному персонажу и воплощают свои чувства в самодеятельной игре. Они эмоционально реагируют на несправедливость, возмущаются нарушением правил и договоренностей. В совместной деятельности очень важно создавать традиции, устанавливать правила и строго их придерживаться. Это придает игре устойчивость, способствует возникновению симпатий и привязанности детей друг к другу.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра. Она становится развернутой, ребенок использует для нее множество дополнительных деталей, оборудования; часто заранее подготавливает место действия: строит укрепления, возводит необходимые постройки. Если самостоятельная игра отличается отсутствием детализации содержания, произнесением набора штампованных фраз, то воспитатель побуждает ребенка описывать вслух обстановку места действия, помогая наводящими вопросами: «В каком месте происходит бой? Что делает танкист? Кто первым пришел на помощь?» и т.д. Такая «прорисовка» деталей («Расскажи, как ты доберешься до больницы?»; «Если тебя попросят пригласить отсутствующую медсестру к телефону, что ты на это ответишь?») помогает создавать в воображении ребенка ход игры, то есть наполнять ее новым содержанием.
В сюжетно-ролевых играх развиваются воображение, мышление, речь, внимание и память детей, укрепляется воля, происходит передача традиций, накапливается игровой опыт. Усложнению содержания игр способствует обогащение разнообразных сюжетных линий, насыщенность действий, привлечение большего количества детей для участия в игре. В режиссерской игре, например, возможно объединение нескольких «режиссеров» с их играми [15, с. 8].
Особенно любят объединяться мальчики, у которых есть многочисленные игрушечные войска, для ведения баталий. «Полководцы» сообща определяют место для совместной режиссерской игры, для обсуждения плана игры собираются на совет и очерчивают ход действий: один намечает расположение своих войск для марша, другой — для резерва, третий — для отражения атаки. Такая игра может продолжаться долго и идти с перерывами, во время которых дошкольники обговаривают дальнейшую стратегию действий.
Девочки любят играть в семью, и их режиссерские игры тоже могут объединяться (две кукольных семьи, которыми управляют две девочки, решили поехать отдыхать на озеро; гости приехали на празднование дня рождения). Они разворачивают игру, используя игрушки-персонажи, кукольную мебель, применяя подручные средства для строительства и обустройства комнат, чтобы полнее реализовать свое желание играть в семью.
Дети этого возраста демонстрируют свои игровые возможности в качественном исполнении роли. Переиграв достаточное количество ролей, и побывав в разных играх ведущим и ведомым, лидером и исполнителем (продавцом, шофером, врачом, испытателем, моряком, покупателем, пациентом и др.), ребенок старается достоверно исполнить выбранную им роль. Он может самостоятельно оценить качество сыгранных другими детьми ролей и поэтому пытается критически относиться к себе.
Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в исполняемой роли, дает советы по усовершенствованию игры. Творческая активность детей проявляется в умении описать особенности данной роли; сыграть ее по-своему, оригинально, раскрыть свои способности.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста велика. В ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению, умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Анализ современных исследований позволил раскрыть особенности организации сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста и выявить ее эффективность. В ходе проведенного исследования были сформулированы выводы по решенным задачам:
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста велика. В ходе игры у детей формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера по общению, умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствие с допустимыми нормами. Определено, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Проанализировав современные образовательные программы по развитию сюжетно-ролевой игры, мы определили требования к организации игровой среды в группе. В программах прописано, что сюжетно-ролевая игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее средства из разнообразных источников – из опыта общения со взрослыми и сверстниками, их опыта восприятия художественной литературы, а так же из образовательных занятий в детском саду.
Для организации сюжетно – ролевой игры детей педагогу важно знать классификацию, основные структурные компоненты, длительность и тематику игры. Сюжетно-ролевую игру нужно не перегружать смысловым значением, дети должны понимать суть игры и по возможности полностью перевоплощаться в выбранного персонажа. Для возникновения интересной и содержательной игры необходимо: договориться об игре, построить яркий ролевой диалог.
В ходе проведенного исследования мы определили педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Игровую деятельность можно рассматривать как часть свободного времени, в котором личность осуществляет деятельность, направленную на реализацию своих умений и навыков в рамках сюжетно – ролевой игры. Правильная организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста создает благоприятные условия для становления и развития игровой деятельности и позволяет решить ряд задач, обеспечивая психологическую готовность детей к школьному обучению, их полноценное развитие, успешную социализацию и психоэмоциональное благополучие.
Для проверки эффективности педагогических условий организации сюжетно-ролевой игры мы выявили эффективность работы по организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, качественного и количественного, мы определили, что правильная организация сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста благоприятно сказывается на развитии игровых умений дошкольников, а также происходит формирование личностных качеств и речевых умений дошкольников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Данное исследование может быть продолжено, с целью диагностировать педагогическую компетентность и разработать мастер- класс по руководству сюжетно-ролевыми играми детей подготовительной группы детского сада.
Цель исследования: раскрыть методические особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и выявить ее эффективность.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!