Методика обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира | Пример курсовой работы

Методика обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира

Цель работы – анализ методик обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира.

При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Основные линии программы обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, технологии, естественных наук, математики, истории, географии [10].
Основные задачи предмета таковы:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды [12].
Для решения перечисленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида деятельности: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Задача педагога стремится вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и в искусстве, сопереживать художественным образам.
Приобщение к искусству школьник получает как раз на занятиях изобразительного искусства. При включении в такие занятия, обучающиеся, не только формируют, развивают и совершенствуют свои изобразительные и творческие навыки, но также и получают духовно-нравственное развитие, что важно при условии новых образовательных стандартов.
В качестве наиболее яркого примера по созданию рабочих программ для обучения изобразительному искусству, необходимо отметить работы такого автора, как Б.М. Неменского [23].
Данные программы применяются с целью создания условий для планирования, управления и организации образовательным процессом по изобразительному искусству для обучающихся средней школы.
Важно отметить, что реализация программ предполагает практическое осуществление различных компонентов федерального государственного стандарта образования по предмету «Изобразительное искусство».
Своеобразное направление в художественном творчестве это графическое изображение (способы изображения, графические средства, графические приемы). Это направление использует природную особенность детского восприятия в качестве подготовительного периода обучения реалистическому изображению действительности.
В обучении графическому изображению можно выделить такие виды упражнений:
вспомогательные,
обучающие,
развивающие [28].
Такое деление обусловлено теми задачами, которые призвана решать каждая группа в общей системе.
Вспомогательные упражнения направлены на изучение техники приемов работы в декоративной графике, а также приобретение практических навыков работы графическими материалами. Декоративная графика, являясь уникальным графическим направлением, имеет свой своеобразный язык изображения.
Эти упражнения призваны не просто научить детей работать – точками, линиями или пятком, но и научить чувствовать их красоту, умело использовать их в дальнейших работах. Точка, линия и пятно относятся к средствам изображения в декоративной графике. Эти средства являются основой приемов изображения, с помощью которых заполняется плоскость рисунка. Таким образом, вспомогательные упражнения служат для изучения и освоения средств и приемов изображения.
Обучающие упражнения помогают учащимся теоретически понять и практически освоить такие, общие для многих видов искусств, понятия как: ритм, пластика, стиль, гармония и другие, которые являются своеобразным выразительным языком в искусстве, помогающем художнику ярче выразить свою мысль, свою идею в произведении.
Изучая выразительный язык искусства, дети впоследствии смогут более глубоко понимать любые произведения, например, более эмоционально откликаться на ритм в поэзии, пластику в танце, стиль в искусстве костюма или архитектуры и так далее. Если ребенок, став взрослым, не будет художником, теоретические знания и воспоминание о практическом опыте в этой области помогут ему стать просто культурным, разбирающимся в искусстве и глубоко его чувствующим, человеком. Выразительный язык в искусстве это и есть язык чувств, с помощью него художник добивается большей эмоциональности. Зрители, знающие этот язык, естественно более эмоционально откликаются на это произведение [26].
Таким образом, можно заключить, что обучающие упражнения направлены на изучение средств выражения в декоративной графике.
Развивающие упражнения служат для развития у детей определенных видов творческого мышления, без которых невозможен процесс фантазирования в целом. Существует много видов мыслительной деятельности: рациональное, логическое, пространственное и другие. Все они в той или иной степени участвуют в процессе изобразительной, но и во всех других сферах человеческой деятельности.
Задача учителя изобразительного искусства в школе – уделять как можно больше внимания развитию творческого мышления, которое позволяет создавать художественные образы. Образное мышление является основой художественного творчества.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАФИЧЕСКОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Подводя итоги работы отметим, что рисуя предметы окружающего мира, человек не только рассматривает его, но и изучает, то есть рисование с натуры является одновременно и процессом познания реальной действительности.
Графическое изображение предметов окружающего мира – это предметное рисование с помощью изображения предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.
Чтобы успешно выполнить графическое изображение предметов окружающего мира нужно обладать достаточными навыками в рисовании по памяти и по представлению, знанием принципов строения и изображения разнообразных объектов, требуется определенная культура графических средств.
Таким образом, цель работы – анализ методик обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира – достигнута.
Гипотеза исследования: процесс обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира будет успешным если соблюдены следующие условия:
использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими – подтверждена.
Задачи работы: рассмотреть особенности изобразительного искусства; проанализировать роль изобразительного искусства в средней школе; определить основы графического изображения предметов; рассмотреть методику обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира в 6 классе – решены.
Цель работы – анализ методик обучения детей среднего школьного возраста графическому изображению предметов окружающего мира.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − 1 =