Методика изучения правописания существительного в начальной школе | Пример курсовой работы

Методика изучения правописания существительного в начальной школе

Цель исследования – выявить и проанализировать методические приемы обучения правописания существительного в начальных классах.

Правописание падежных окончаний – это грамматико-орфографический материал, который надо изучать на синтаксической основе. Необходимые знания по устройству слова, по синтаксису, умение дифференцировать звуковые и орфографические заключение, обосновывать их (Нади – пишу окончания -и, потому что перед ним мягкий звук [д ‘]). Надо выяснить, почему орфографические окончания разные в словах земля, сестра (различаются в зависимости от твердости или мягкости согласного перед окончанием). Ученики должны знать, что безударный в окончаниях существительных той же отмены обозначаются так же, как и ударные того же падежа: грýшей, кáшей, едὁй.
Таким образом, изучение существительного в начальных классах способствует развитию логического мышления учащихся, обеспечивает понимание функции этой части речи, осознание грамматических категорий (рода, числа, падежа), сознательное употребление грамматических форм в устной и письменной речи.
При изучении существительного программа ориентирует на развитие речевых умений. Дети должны вести наблюдение за точным употреблением слов в тексте, объяснять уместность применения; находить в тексте синонимы и антонимы, объяснять их значение и самостоятельно подбирать и вводить в предложения; заменять в тексте лишние лексические повторы; строить свои высказывания по цели и типу и др.
Во время разбора существительного как части речи определяем: начальная форма (именительный падеж единственного числа), лексическое значение (значение предмета), вопросы, часть речи; собственное или общее название; название существа / несущества; грамматические признаки (род, число, падеж), синтаксическая роль (с каким словом связано в предложении, которым является членом предложения).
В начале исследования было поставлено четыре задачи. В ходе решения первой задачи были раскрыты лингвистические основы методики изучения правописания имени существительного в начальной школе.
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное значение предметности в частных грамматических категориях (одушевленности-неодушевленности, рода, числа и падежа). Существительными называют не только конкретные предметы окружающей действительности (стол, шапка, автобус), но и их совокупности (мебель, одежда, транспорт) или, наоборот, составные части, а также живых существ (собака, ящерица, мальчик). Кроме того, к именам существительным относятся действия (бег, ходьба, сон) и состояния (радость, тоска, внимание) в отвлечении от их производителей, свойства (уникальность, сыпучесть, продолжительность) и количества (множество, малость) в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности – это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным.
В ходе решения второй задачи были раскрыты методические основы изучения имени существительного в начальной школе.
Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения.
Анализируя учебные комплекты «РИТМ» и «Школа России», мы отметили доступное и четкое формулирование заданий, которые содержатся в учениках. Учебники включают различные памятки, образцы разбора слов, предложений, а также словари. В своей работе мы активно используем памятки по выполнению различных заданий, которые очень легко усваиваются учащимися общеобразовательной школы. В данных памятках отображен четкий алгоритм выполнения, а также приведен пример рассуждения ребенка в ходе выполнения конкретного задания.
В ходе решения четвертой задачи была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию навыков правописания существительного в 4 классе. Для определения уровня сформированности навыков правописания существительного были разработаны две диагностические работы. Сравнение результатов их выполнения свидетельствует о том, что методические приемы, используемые на уроках русского языка в течение первой четверти 2018-19 учебного года, позволяют сформировать навыки правописания существительного.
Цель исследования – выявить и проанализировать методические приемы обучения правописания существительного в начальных классах.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!