Методика изучения грамматических категорий существительных в начальной школе

Принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков вытекает из регулярности овладения речью, что проявляется в синхронном развитии лексических и грамматических навыков, а также в соответствующих умственных навыках, которые проявляются в речи как понимание лексических и грамматических значений учащимися. Учащиеся поймут лексические и грамматические значения родного языка, освоив понятие «смысл», морфемы, слова, фразы, предложения. Для этого необходимо представить русский язык как предмет изучения в виде система знаков. Овладеть языковым знаком — значит запомнить его материальную оболочку, звук, графику и выяснить, какому явлению нелингвистической реальности соответствует этот знак, понять морфему, слово, фразу, предложение — значит соотнести их с определенным явлением реальности.
Родная речь ассимилируется, если обнаруживается способность помнить традицию использования языковых элементов в речи — помнить их совместимость, взаимозаменяемость и условия целесообразности использования в различных речевых ситуациях. Это происходит неосознанно, в процессе подражания говорящему; в результате у ребенка возникает так называемое чувство языка (лингвистическая интуиция). Языковая интуиция — это бессознательная, необъяснимая способность точно следовать нормам речи в области словообразования, словарного запаса, морфологии, синтаксиса, стиля. Следовательно, дидактический материал должен обеспечивать учащихся речью во всем ее грамматическом богатстве (Федоренко, 1973: 101).
Для учащихся недостаточно познакомиться с грамматическим явлением, выучить термин и запомнить определение. Важно закрепить знания, чтобы ребенок мог «передавать» их для решения новых проблем. Задача учителя — научить детей применять знания теории грамматики на практике для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Этому способствуют специальные упражнения. Они направлены на формирование способности различать значимые части слова, понимать, как образуются слова, как значение слова зависит от природы его составных частей, в соответствии с какими правилами написаны морфемы; они помогают объединять отдельные слова в классы, помогают различать и определять формы частей речи для того, чтобы сознательно наклонять и соединять слова. Синтаксические упражнения нацелены на закрепление тех немногих теоретических сведений, которые дети получают в этом разделе грамматики. Учащиеся учатся различать предложения с целью выражения и эмоциональной окраски, понимают структуру простых предложений и фраз, сознательно составляют и используют их в речи.
Учащиеся выполняют как аналзы (устный и письменный грамматический анализ; распознавание грамматических форм слов в текстах, объяснение их значения и целесообразности использования; анализ грамматических ошибок в детском творчестве), так и синтетические задания (формирование словоформ, введение предложений, отличающихся друг от друга). Изучают структуру и коммуникативные характеристики, их использование в собственных устных и письменных высказываниях, выполняют упражнения. Большинство грамматических упражнений являются аналитическими и синтетическими.
В начальной школе начинается освоение комплекса теоретических знаний в области морфологии. Общеобразовательная значимость морфологии определяется тем, что в ней содержатся сведения о грамматических классах слов в русском языке, о формировании форм и систем форм, о морфологических категориях, которые реализуются в этих формах. Его воспитательное значение заключается в общей направленности, в общем понимании природы языковых явлений (Пешковский, 1959).
В курсе «Морфология» для начальной школы, как и в «Русской грамматике», распределение слов по частям речи производится в соответствии с сочетанием семантических, морфологических, синтаксических особенностей, присущих слову.
Части речи определяются как группы слов, которые имеют: 1) одинаковое общее значение, 2) одинаковые морфологические характеристики (постоянные и непостоянные), 3) выполняют одинаковую синтаксическую роль.
Каждая независимая часть речи имеет основные, так называемые первичные функции: существительное ассоциируется с ролью субъекта, глагола-предиката, определения прилагательного. Традиционно учащиеся начальной школы изучают признаки самостоятельной части речи в следующей последовательности:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ