методические основы духовно-нравственного воспитания школьников | Пример курсовой работы

методические основы духовно-нравственного воспитания школьников

Цель исследования – изучить методические основы духовно-нравственного воспитания школьников.

Эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от использования на занятиях основных методов воспитательного воздействия: этического информирование, создание воспитательных ситуаций, стимулирования духовно-нравственного поведения [4, с. 31-34]. Важнейшим среди них для проведения воспитательных мероприятий является этическая беседа. Успех ее использования в значительной мере зависит от ее организации на основе принципов создания эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций, последовательности и системности анализа воспитанником содержания понятий, ситуаций, собственных и чужих поступков, расширение опыта морального поведения. Необходимым условием их использования является соблюдение требований к содержанию, методических средств, организации проведения.
Таким образом, определяется еще одна важная составляющая процесса формирования духовно-нравственных качеств, а именно: деятельность учащихся при освоении духовно-нравственных знаний с целью расширения опыта морального поведения.
Согласно результатам анализа психолого-педагогических работ, определена структура духовно-нравственной воспитанности у младших школьников, в которой выделены три компонента — интеллектуальный (содержательный), эмоциональный (мотивационный), поведенческий (действенный). Ее формирование возможно на основе поэтапного становления соответствующих компонентов духовно-нравственного воспитания: осознанное усвоение знаний о нормах морали, стимулирования и закрепления положительного отношения к их соблюдению, организация опыта нравственного поведения.
Как показал проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы, младший школьный возраст – это продолжение периода приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и многих других педагогов уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература, как мы выяснили, служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н.С. Карпинской. Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
На примере героев сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать их повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и поступки других.
Цель исследования – изучить методические основы духовно-нравственного воспитания школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!