место олигополий в экономике Рoссии | Пример курсовой работы

место олигополий в экономике Рoссии

цель исследования – определить место олигополий в экономике Рoссии.

В июле 2014 года введены санкции против банков: «ВТБ», «Газпромбанк», «Сбербанк России», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк». В сентябре 2014 года санкции применены в отношении компаний «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», «Уралвагонзавод» и др.; ужесточены условия предоставления займов и инвестиционных услуг для ведущих российских банков; в санкционный список включены девять ведущих оборонных концернов [8, с. 32].
Наблюдается высокий уровень влияния государства на олигополистов, продолжается их государственная поддержка.
Усложняется доступ олигополистов к мировым финансовым ресурсам.
Происходит поиск олигополистами новых рынков сбыта и партнеров по бизнесу, поставщиков высокотехнологичной продукции.
Появляется потенциальная возможность роста возможностей для российских олигополистов в связи с проводимой российским правительством активной политикой импортозамещения и ответными мерами на вводимые в отношении России санкции.
Таким образом, выделяют несколько этапов развития олигополистических рынков в России. На первом этапе происходит становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). На втором этапе происходит укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). На третьем этапе видны структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Четвертый этап характеризуется укреплением позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежных рынках (2003-2008 годы). Пятый этап характеризуется возвратом государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). На шестом этапе наблюдается функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкций (2014 год – настоящее время).
Вывод по первой главе.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой поставкой и реализацией товаров на рынке занимается несколько основных поставщиков. Признаки олигополии: в отрасли представлены несколько соперничающих компаний; каждая фирма-олигополист обладает значительной степенью контроля над рынком, так как имеет большую долю в общеотраслевом выпуске; у каждой конкретной фирмы кривая спроса имеет падающий характер, отчего отрасль не может быть полноценно конкурентной; в каждой отрасли есть как минимум одна доминирующая фирма-олигополист, которая задает условия игры на рынке; чем выше степень концентрации производства в ведении нескольких фирм, тем ниже степень конкуренции в отрасли. Различают несколько видов олигополии: однородная (недифференцированная) олигополия, неоднородная (дифференцированная) олигополия, олигополия доминирования, дуополия. Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии: ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, издержки плюс.
Выделяют несколько этапов развития олигополистических рынков в России. На первом этапе происходит становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). На втором этапе происходит укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). На третьем этапе видны структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Четвертый этап характеризуется укреплением позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежных рынках (2003-2008 годы). Пятый этап характеризуется возвратом государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). На шестом этапе наблюдается функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкций (2014 год – настоящее время).
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой поставкой и реализацией товаров на рынке занимается несколько основных поставщиков. Признаки олигополии: в отрасли представлены несколько соперничающих компаний; каждая фирма-олигополист обладает значительной степенью контроля над рынком, так как имеет большую долю в общеотраслевом выпуске; у каждой конкретной фирмы кривая спроса имеет падающий характер, отчего отрасль не может быть полноценно конкурентной; в каждой отрасли есть как минимум одна доминирующая фирма-олигополист, которая задает условия игры на рынке; чем выше степень концентрации производства в ведении нескольких фирм, тем ниже степень конкуренции в отрасли. Различают несколько видов олигополии: однородная (недифференцированная) олигополия, неоднородная (дифференцированная) олигополия, олигополия доминирования, дуополия. Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии: ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, издержки плюс.
Выделяют несколько этапов развития олигополистических рынков в России. На первом этапе происходит становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). На втором этапе происходит укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). На третьем этапе видны структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Четвертый этап характеризуется укреплением позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежных рынках (2003-2008 годы). Пятый этап характеризуется возвратом государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). На шестом этапе наблюдается функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкций (2014 год – настоящее время).
Анализ олигополии проводится по средствам нескольких основных общепринятых моделей, в основе которых положены все основные принципы и признаки работы такого рынка. К таким моделям можно отнести модель Штакельберга, модель Курно, модель Бертрана, модель «издержки плюс».
Методика определения типа рыночной структуры включает несколько этапов. Первый этап заключается в том, что определяются временные, товарные и географические границы рынка с учетом нормативных положений. Второй этап методики заключается в том, что формируется система из восьми критериев оценивания: количество продавцов; индекс концентрации; индекс Херфиндаля–Хиршмана; уровень барьеров входа-выхода; контроль над ценами; степень неопределенности; степень дифференциации продукции и эластичность спроса. Третий этап состоит в том, что для системы критериев проводится процедура перевода оценок из произвольной шкалы в порядковую. Четвертый этап методики – применяется классификационная таблица для диагностики рыночной структуры. На последующих этапах строится таблица, в которой отображаются значения, полученные в результате исследования и расчетов основных показателей. Далее составляется таблица, в которой рассматривается соответствие значений критериев тому или иному типу рыночной структуры. На заключительном этапе формируется так называемый вектор близости анализируемого рынка и типов рыночных структур, ранжирование которого по возрастанию позволяет определить тип рыночной структуры.
Оценка олигополистического рынка проводилась на примере предприятий нефтяной промышленности. На сегодняшний день нефтяная промышленность является основополагающей для всей российской экономики. На сегодняшнем рынке представлены несколько общероссийских и региональных компаний, самыми крупными их которых являются «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Тат-нефть», «Роснефть», «Башнефть», «Сургут-нефтегаз». Используя методику, представленную во второй главе, удалось понять, что нефтяной рынок Российской Федерации представляет собой олигополистическую рыночную структуру, т. е. имеет несколько крупных участников, которые контролируют данный рынок (ВИНК).
цель исследования – определить место олигополий в экономике Рoссии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!