Марксистская концепция генезиса государства и права | Пример курсовой работы

Марксистская концепция генезиса государства и права

Целью исследования является комплексный анализ философско-правовых взглядов К.

С другой стороны, оказалось, что просветительские идеалы «свободы, равенства и братства», провозглашенные Великой французской революцией, так и не были воплощены в жизнь – формально-юридическое равенство никоим образом не отменяло эксплуатации и социально-экономического неравенства со всеми его последствиями.
Фридрих Энгельс, сам будучи выходцем из класса капиталистов, уже в 1839 г. в «Письмах из Вупперталь» обращал внимание на нечеловеческое положение, в котором оказались индустриальные рабочие. В 1842 г., останавливаясь на внутренних противоречиях в Великобритании, он постулирует процесс преобразования рабочих с объекта на субъект общественных процессов: количество пролетариата растет, и он начинает осознавать себя в качестве нового класса – «и горе английским богачам, когда он осознает это».
Научно-политическая деятельность К.Маркса и Ф. Энгельса происходила в период XIX в., которое по выражению известного французского философа и историка М. Фуко, было веком истории. Маркс как историк, применяя исторический подход, акцентировал внимание на научном понимании истории, которую он называл материалистической и которая порывала с идеалистическим пониманием истории и эмпирической историографией, предметом которой было преимущественно собрание или описание исторических фактов и событий. Как экономист, К.Маркс уделял особую роль теории материального производства и «экономическому историзму» (К. Поппер) в исследованиях буржуазного общества.
Применяя исторический подход, Маркс выделял по сути две стратегии исследования в политической экономии и экономической истории. Первая предусматривала, что источником систематической рефлексии над прошлой экономической жизнью считается историзация политэкономии, а вторая стратегия видела новые источники экономической истории в расширении и углублении ее научного поля исследования. Эта последняя тенденция связана с процессом отказа от фактографической, идеографической и описательной истории в пользу разъяснения исторической науки.
Исторический метод Маркса был направлен на временную перспективу прошлого и позволил анализировать ранние стадии хозяйственного развития, которые предшествуют и влияют на экономическую современность. Относительно экономической науки он был призван доказать, что ее категории и понятия не являются абсолютной истиной на все времена. Маркс защищал тезис, что экономика является наукой исторической. Ее законы и категории являются касательными только к той стадии хозяйственного производства, к которой они принадлежат.
Маркс утверждал, что обнаружил «прогрессивный» паттерн, управляющий эволюцией человека, который приведет человечество к появлению коммунистического общества бесклассовых людей. Исходя из этого, Маркс определил государство и все его законы как простые инструменты классового угнетения, которые должны были исчезнуть, когда окончательная стадия эволюции человека была бы окончательно достигнута.
Также следует отметить, что идейной основой марксистской теории происхождения государства и права были взгляды Моргана и его труд «Древнее общество». Открытия Моргана нашли отражение в дальнейшем развитии Марксом и Энгельсом общей теории развития человеческого общества, в особенности на ранних ступенях. Ссылки на Моргана встречаются в письмах и записях Маркса и Энгельса в последний период их творческой деятельности.
Таким образом, взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса формировались, когда процесс индустриализации приобретал большого размаха, темпов и нес с собой массовую безработицу, обнищание рабочих, эксплуатацию детского и женского труда и т.д., опирались на материалистическую методологическую основу, отказ от религии (хотя К. Маркс был выходцем из рода раввинов, исповедание холизма). Хотя говорят, что история не имеет условного времени, но насколько бы изменились взгляды этих мыслителей относительно негативного отношения к государству, если бы у теоретиков марксизма изменились годы жизни – видимо классово-антагонистическая сущность государства была бы для них не актуальна.
Марксистское видение государства противоположно либеральным теоретическим традициям, отрицающим классовую сущность государства. Эти немарксистские теории рассматривают государство как нейтральную и беспартийную силу в обществе с целью поддержания правопорядка и стабильности, а также содействия благосостоянию всех граждан. Это означает, что государство является объективным органом, учрежденным для защиты и поддержки интересов всех граждан, независимо от их положения в производственном процессе или производственных отношениях. Марксистский взгляд на государство явно отвергает вышеприведенные положения; он рассматривает государство как инструмент эксплуатации и господства одного класса (бедных, рабочих и несобственников средств производства) другим классом (богатыми и владельцами капитала).
Суть марксистской концепции происхождения государства сводится к тому, что государство возникло в результате классовой борьбы. Эта теория является одной из наиболее распространенных и аргументированных в отечественной юридической науке гипотез (обоснованного предположения) о происхождении государства и права. Она изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», подготовленной на основе анализа исторического материала о возникновении государств в Греции, Древнем Риме и у древних германцев.
В наиболее общем виде процесс возникновения государства можно свести к положению о том, что государство существовало не всегда, а появилось на определенном историческом этапе развития общества, когда осуществляется переход к производящей экономике. Предпосылкой возникновения государства является большое общественное разделение труда на виды деятельности и выделение их в самостоятельные направления: а) земледелие; б) скотоводство; в) ремесло; г) профессиональный обмен товаров (торговля).
Специализация общественного производства сопровождается совершенствованием орудий труда, повышением его производительности и, как следствие, – появлением избыточного продукта и частной собственности, значительная часть которой накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия (вождей, старейшин, военных начальников). Изменения, произошедшие в характере распределения материальных благ, производимых в обществе, неизбежно сказались на социальной структуре общества: оно раскололось на антагонистические классы с непримиримыми противоречиями. В связи с этим возникла необходимость в такой организации публичной власти, которая смогла бы устранить противоречия, возникшие между этими классами. Именно такой организацией и оказалась государство.
Таким образом, Маркс, Энгельс и их последователи (в частности, Ленин) не верили в теорию общественного договора как источник государства. Они рассматривали его происхождение с материалистической точки зрения, которая подчеркивает, что, хотя государство является творением человека, за этим нет эмоций, идей, а есть влияние материальных условий, которые они назвали экономическими условиями.
Они разделили развитие общества на старую коммунистическую общественную систему, рабовладельческое общество, феодальное общество и индустриальное общество. В старом коммунистическом обществе не было государства, потому что не было частной собственности. Система частной собственности работала как потенциальная причина возникновения государства.
Владельцы частной собственности чувствовали себя неуверенно относительно ее защиты, и чувствовали необходимость создания сверхдержавы, которая могла бы в конечном итоге обеспечить защиту их собственности.
Как только появилась частная собственность, появились два класса людей: один был владельцем собственности, а другой не имел собственности. Конфликт между ними стал заметным. Класс владельцев хотел поработить другой класс. Владельцы собственности создали силу в обществе, и эта сила в конечном итоге приняла статус государства.
Из изучения истории Маркс и Энгельс пришли к выводу, что государство – для всех практических целей – было создано в рабовладельческом обществе. Потому что в рабовладельческом обществе было в основном два класса – владельцы рабов и сами рабы. Владельцы рабов требовали организации, чтобы контролировать и господствовать над рабами.
Происхождения права марксисты связывали с экономическими отношениями, рассматривали его производным от них и считали, что право, как и государство, имеет классовую сущность.
Современные запросы к марксизму как научной теории определяют то, что некоторые важные составляющие исторической судьбы капиталистического уклада общества, очерченные К. Марксом, не выдержали проверки практическим развитием капиталистического общества в ХХ и начале XXI в., однако, как интеллектуальный проект, идеи и логика марксизма остаются действенным средством анализа методологических и теоретических проблем современной экономико-политической науки.
Целью исследования является комплексный анализ философско-правовых взглядов К.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!