Малый бизнес и инновационный процесс | Пример курсовой работы

Малый бизнес и инновационный процесс

Цель работы – определить роль и функции малых предприятий в рыночной экономике.

По мнению сербского предпринимателя Драгана Томича, мир вследствие разнообразных и динамических перемен, прежде всего технологических, всё больше принимает вид «глобального села» (кабельное и спутниковое телевидение, телефаксная связь, интернет-ресурсы). Поэтому универсальность малых предприятий заключается в том, что они заполняют все поры экономики и экономической жизни, совершают капиллярную диверсификацию хозяйственной структуры, что способствует росту и развитию. Малые предприятия являются основой современного конкурентного рынка [15, 28].
В подтверждение этих слов говорит тот факт, что, крупные предприятия, как правило, в первую очередь ориентированы на массовый, относительно однородный спрос. В свою очередь, малые предприятия более эффективно действуют в небольших сегментах рынка, так как обладают большей хозяйственной гибкостью, мобильностью, способны к быстрым организационным, структурным и технологическим переменам. В то же время высокая конкуренция как неотъемлемая черта рынков, на которых действуют малые предприятия, заставляет их создавать новые ниши, максимально индивидуализировать продукт, т. е. давать более широкое предложение, соответствующее современному дифференцированному спросу.
Исходя из того, что конкурентный механизм принуждения к эффективному хозяйствованию представляет собой фундаментальную основу рыночной экономики, можно сказать, и в этом мы согласимся с А.О.Веретеновым, что «если нет малого предпринимательства, то ограничивается конкуренция, а значит, и сужаются рыночные отношения» [7, 76].
Малые предприятия, внося значительный вклад в создание ВВП страны и отчисляя налоги, формируют бюджеты различных уровней. Соответственно, динамика их развития во многом определяет стабильность доходов государства, что важно для регулирования всей национальной экономики.
Малые предприятия способны выполнять индикативную функцию, которая проявляется в первую очередь в том, что участие малых предприятий в международной торговле является показателем уровня развития национальной экономики. Международная активность зависит от степени развития системы институтов, доступности данного вида деятельности (бюрократизм, стоимость, транзакционные издержки). Для малых предприятий, обладающих ограниченными ресурсами (трудовыми, финансовыми), административные барьеры, сопряженные с международной торговлей, могут иметь весьма значимый характер. Поэтому участие малых предприятий во внешнеторговой деятельности говорит о конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, а значит, национальной экономики в целом.
Динамика показателей функционирования малых предприятий выступает также индикатором эффективности монетарной и фискальной политики, поскольку они как никто другой чувствительны к изменениям процентной ставки, доступности финансовых ресурсов, налоговой нагрузке, размерам страховых взносов. С другой стороны, анализируя риски вложения банковских активов в проекты малого бизнеса, можно оценить уровень развития, стабильности данного сектора экономики.
В большинстве случаев за решением о создании неаффилированного малого предприятия стоит выбор физического лица между наемным трудом и собственной предпринимательской деятельностью. В условиях благоприятной монетарной и фискальной политики это приводит к мобилизации финансовых и материальных ресурсов населения для создания собственных бизнесов, что в свою очередь отражается на увеличении средств в хозяйственном обороте и эффективности их использования.
Важным детерминантом экономического роста являются трудовые ресурсы. Малые предприятия играют значительную роль в создании рабочих мест в экономически развитых странах. Например, в странах Евросоюза доля занятых на малых предприятиях в 2012 г. составляла 50,2%, в том числе в Германии 42,2% [15, 29] в Великобритании – 55%, в Италии – 81% [13, 115]. В США этот показатель составляет 50,6% [4, 101].
Кроме того, многими исследованиями доказано, что условием устойчивого экономического развития является наличие среднего класса, который формируется во многих развитых странах из мелких собственников и предпринимателей, занятых в малом бизнесе. Его существование приводит к более равномерному распределению всех видов ресурсов: образования, здравоохранения, безопасности. Как следствие, общественное восприятие справедливости, прав и возможностей становится более четким и осознанным [15, 31].
Увеличение занятых в секторе малого бизнеса способно сглаживать социальное напряжение в обществе за счет участия граждан в реальной экономике, в том числе наименее защищенных слоев: женщин, инвалидов, мигрантов, учащихся, пенсионеров.
Наконец, малому предпринимательству в развитых странах присуща не только экономическая, индикативная и социальная функции, но и институциональная. Предприниматель, участвуя в инновационных процессах, старается адаптировать под себя рыночные условия. Он не только предлагает новые продукты и технологии, но и меняет экономическую, политическую, социальную среду, формирует новые институты – рынки, новые формы сотрудничества и конкуренции, организационно-правовые основы предпринимательства.
По результатам проведенного исследования в рамках курсовой работы, в соответствии с поставленной целью и задачами, можно сделать следующие краткие выводы.
Малое предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, обладающий имущественным комплексом, включающим элементы, позволяющие самостоятельно производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги с целью систематического извлечения прибыли и отвечающий определенным качественным либо количественным критериям, установленным законодательством страны.
В международной практике, как правило, количественные критерии при определении малых предприятий имеют большее предпочтение, в силу их измеримости. При этом наиболее распространенным критерием деления является численность работников.
В России к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих условий:
1. Выполняется одного из следующих требований:
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а для иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства – 49%;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
в) деятельность хозяйственных обществ и партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
г) хозяйственные общества и партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ и партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает: для микропредприятий – 15 человек, для малых – 100 человек, для средних – 250 человек.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает: для микропредприятий – 120 млн. рублей; для малых предприятий – 800 млн. рублей; для средних предприятий – 2000 млрд. рублей.
Понимание важной роли малых предприятий в рыночной экономике часто основывается на удачном опыте экономически развитых стран, где доля малых предприятий в совокупном ВВП достаточно велика, а их работники образуют так называемый средний класс, который является фактором стабильности и одновременно индикатором эффективности рыночной экономики в стране.
В России доля малых предприятий в ВВП составляет 25,8 % (микропредприятия – 11,9 %), при этом число занятых в малом предпринимательстве – 21,1 % (микропредприятия – 8,5 %).
31% малых предприятий в России занято в сфере оптовой и розничной торговли. Следующие две большие группы – это производство – 14% и строительство – 13%. Остальные сферы экономической деятельности занимают менее 7% в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности. Число малых предприятий в отраслях, связанных с созданием и освоением инноваций и новых технологий, крайне незначительно.
Слабое развитие малого бизнеса в России связывают с рядом особенностей и проблем его функционирования в нашей стране.
Среди основных проблем можно назвать:
1) несовершенство законодательной базы;
2) сложность в получении информации;
3) сложность получения кредита для открытия малого предприятия;
4) низкую мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности;
5) хаотичность информационного рынка;
6) малую доля производственных предприятий в структуре малого бизнеса;
7) отсутствие благоприятствующей малому бизнесу системы налогообложения.
Цель работы – определить роль и функции малых предприятий в рыночной экономике.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × четыре =