Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы | Пример курсовой работы

Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы

Цель работы: проанализировать слагаемые мастерства современного педагога-воспитателя.

Последнее десятилетие ХХ века можно образно охарактеризовать как своеобразный «золотой век» в развитии и становлении педагогического взаимодействия как базисной категории соответствующей отрасли знаний. Необходимо отметить, что в этот период оно прочно входит в содержание большинства учебных пособий по педагогике и вносится в большинство педагогических словарей.
Современные исследователи (Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, Э.Н. Гусинский, О.С. Гребенюк, Г.М. Коджаспирова, Е.В. Коротаева, К.М. Левитан, А.В. Мудрик и др.) основой взаимодействия считают личностный подход, а само взаимодействие понимают как взаимовлияние не только субъектов образовательного процесса друг на друга, но и их ближайших социальных сред.
Проблема педагогического взаимодействия привлекает внимание многих исследователей. Необходимо отметить, что в научной литературе оно рассматривается в русле деятельностного (Б.П. Битинас, А.Н. Леонтьев, М.И. Смирнов и др.) и личностного (Ю.К. Бабанский, Я.Л. Коломинский, Н.Ф. Родионова и др.) подходов, а также – как феномен, возникающий в педагогическом процессе при осуществлении учебно-воспитательных задач (И.Я. Лернер). При этом исследователи указывают, что педагогическое взаимодействие предполагает как обмен информацией (педагогическую коммуникацию), так и обмен действиями. [5, 128]
Внимание к проблеме педагогического взаимодействия особенно обострилось вследствие парадигмальных изменений в педагогике второй половины ХХ века в связи с утверждающейся в образовании гуманитарной парадигмой и вытекающей из нее психологической парадигмой субъектности (В.А. Петровский).
Теоретическую основу для поиска и разработки новых ракурсов в понимании соотношения характера педагогического взаимодействия и качества образовательного процесса составляют положения культурологического подхода в образовании, подтвержденные фактами опытно-экспериментальных педагогических исследований, о том, что мера и глубина культурного развития личности в вузе в значительной степени зависят от качества педагогического взаимодействия преподавателя и педагогов-воспитателей; в частности, от культуры данного взаимодействия (Е.В.Бондаревская, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильин, В.А. Сластенин и др.).
О научном интересе к разным аспектам педагогического взаимодействия свидетельствует тот факт, что в последние годы предпринимались исследования в области изучения педагогического взаимодействия как многозначного педагогического фактора.
Вопросы взаимодействий субъектов в сфере образования отражены и в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Так, в стандарте для подготовки бакалавров по педагогическим направлениям отсылки к взаимодействию обнаруживаются в «Психологии человека», «Практической социальной психологии», «Педагогической психологии», «Практической педагогики». Но такая точечность обращения к этой области не способствует формированию у будущих педагогов целостного осмысления педагогического взаимодействия.
Для каждого из этих уровней целесообразно определить членов администрации, педагогического коллектива, которые целенаправленно организуют соответствующую совместную деятельность членов коллектива, педагогов и учащихся.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.
В курсовой работе рассматривались ведущие проблемы: сущность педагогического взаимодействия, роль личности педагога-воспитателя в воспитательном процессе. Проведя теоретический анализ данной проблемы можно сделать вывод, что педагогическое взаимодействие действительно осуществляет воспитательную функцию, по этому вопросу у педагогов существует полное единство взглядов; т. е. то воспитание, которое дети получают в школе, способствует дальнейшему воспитанию в гимназии, университете и т.д., а проблема педагогического взаимодействия является ведущей в области педагогики.
Таким образом, цель работы: проанализировать слагаемые мастерства современного педагога-воспитателя – достигнута.
Задачи: определить сущность и характеристики педагогического взаимодействия в воспитательном процессе; выявить проблема педагогического взаимодействия в научной литературе; определить структуру воспитательной деятельности педагога-воспитателя и сущность ее отдельных видов; проанализировать этику педагога воспитателя; определить слагаемые мастерства и проблемы, анализ исследовательской деятельности педагога-воспитателя – решены.
Цель работы: проанализировать слагаемые мастерства современного педагога-воспитателя.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!