Либо доработать то, что есть либо написать заново | Пример курсовой работы

Либо доработать то, что есть либо написать заново

Целью данной курсовой работы является анализ проблемы монополизации в России, США и стран ЕС с опорой на теорию, основные понятия и термины, необходимые для полного понимания этого вопроса.

Механизм антимонопольного регулирования в США включает такие специальные государственные органы по борьбе с монополиями, как Федеральная торговая комиссия, а также антитрестовский отдел Министерства юстиции. При этом согласно американской системе антимонопольного регулирования все монополии объявляются вне закона.
Следует отметить, что в основе антимонопольного законодательства в США лежит англосаксонская система права, согласно которой основой решения дел в суде может стать прецедент, т.е. судья играет важную роль в трактовке содержания закона нежели, чем в континентальной традиции права.
Первые законы в области антимонопольного регулирования были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.), и в настоящее время а США действуют следующие основные законы, регулирующие монополии:
– Законы Шермана (принят в 1890г.) и Клейтона (принят в 1914г.);
– Закон о Федеральной торговой комиссии (принят в 1914г.);
– Закон Уилера – Ли (принят в 1938г.);
– Закон Селлера-Кефовера (принят 150г.).
Следует отметить, что законодательство США в области антимонопольного регулирования сформировалось под влиянием специфических исторических условий.
Во второй половине XIX в. на североамериканском континенте вследствие технологического прогресса происходило активное развитие крупных компаний благодаря развитию системы железнодорожного транспорта. В 1873-1878гг. и в 1883-1886гг. в США произошли два сильных экономических кризиса, которые привели к значительным потерям крупнейших продавцов. Поэтому они для минимизации рисков убытков из-за колебания продаж стали заключать соглашения о ценах, что привело к росту издержек и убытков у покупателей в противовес снижения затрат у продавцов. В результате Конгрессом США был принят первый антимонопольный закон, именуемый законом Шермана, согласно которому, запретили создавать олигопольные объединения и вступать в тайные сговоры с целью ограничения торговли.
Однако Закон Шермана не оказался настолько эффективным, поскольку участникам рынка были неясны формулировки закона, они не знали, какие их действия на рынке законны, а какие нет. Поэтому в 1914 году был принят закон Клейтона, согласно которому был установлен режим предварительного согласования сделок слияний (незаконность слияний и поглощений, существенно ослабляющих конкуренцию), а также незаконность ценовой дискриминации, если она ограничивает конкуренцию, незаконность продажи на условиях отказа от покупки у конкурента и продаж «в нагрузку».
В 1914 году также был принят Закон о Федеральной торговой комиссии, согласно которому была создана Федеральная торговая комиссия как орган государственного регулирования торговли, состоящая из 5 членов, в полномочия которой входили публичные слушания по искам компаний, понесших ущерб, а также издание запретительных предписаний. В развитие компетенций Федеральной торговой комиссии в 1938г. был издан закон Уилера – Ли, согласно которому на нее возложили дополнительную ответственность осуществлять контроль над «вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле». Т.е. по сути была запрещена ценовая дискриминация покупателей, при условии, что в конце концов она ограничивала конкуренцию.
Другие важные антимонопольные законы применялись в дополнение к двум указанным:
— Закон Робинсона – Патмана (1936г.) — связан с уточнением признаков незаконной ценовой дискриминации;
— Закон Целлера – Кефовера (1950г.) — подробно описывает понятие слияния и случаи вертикальных и горизонтальных слияний;
— Закон Харта – Скотта – Родино (1976г.) — в законе описана процедура предварительного контроля слияний.
Также следует отметить, что в течение последних 100 лет государственные органы США вели разную антимонопольную политику. Между Первой и Второй мировыми войнами антимонопольная политика была довольно либеральной, поскольку и само государство активно устанавливала цены посредством соглашений между субъектами рынка.
Однако после Второй мировой войны вплоть до середины 1970-х гг. антимонопольное регулирование в США усиливалось под воздействием концепции SCP — structure – conduct – performance («структура – поведение – результат»), которая утверждала, что о том, что меньшее количество продавцов на рынке приводит к необоснованному повышению цен.
В середине 1970-х гг. произошел очередной пересмотр жесткости антимонопольного регулирования, и с этого времени антимонопольные органы и суды должны были предоставлять доказательства того, что действия монополистов на самом деле приносят ущерб общественному благосостоянию (применение «правила взвешенного подхода»). Например, чтобы в случае подозревания какой-либо фирмы в ценовой дискриминации необходимо, во-первых, доказать, что есть ограничение конкуренции, а во-вторых, доказать то, что отрицательный эффект влияния на конкуренцию перевешивает положительный эффект влияния на благосостояние потребителей.
Современное антимонопольное законодательство США характеризуется тем, что рынок должен быть в состоянии конкуренции, и в этих условиях рост размеров предприятий является нарушением условий совершенной конкуренции. При этом увеличение предприятий является свидетельством их успешного развития и вызвано реализацией конкурентных преимуществ, что позволяет более эффективно использовать ресурсы, снижать затраты и осуществлять инновационные вложения. В этих условиях антимонопольное законодательство США запрещает таким предприятиям реализовывать свою власть: компании запрещается ограничивать проникновение других конкурентов на рынок, она не должна устанавливать дискриминационные цены, а также ограничивать выбор покупателя в области цен, а также продавцов и товаров.
Таким образом, США во многом стали первопроходцами в области антимонопольного регулирования, и вслед за принятием законов в США стало формироваться антимонопольное законодательство и в других экономически развитых странах, однако данного законодательство имеет свои отличительные особенности.
В работе проанализированы проблемы монополизации и антимонопольного регулирования в России, США и стран ЕС.
Монополии по своей сути представляют структуры, имеющие исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности. При этом они могут быть как эффективны для экономики, так и становится препятствием для дальнейшего развития экономики страны.
В настоящее время в условиях российской экономики выделены такие особенности и проблемы монополистической деятельности, как неэкономический характер монопольных объединений, существование крупных так называемых «естественных монополий», наличие локального монополизма.
Монополии приводят к ограничению конкуренции на рынке, при этом выделяют такие случаи экономических преступлений в этой области, как: сговор между монопольными структурами о фиксировании цен, злоупотребление доминирующей позицией на рынке, коммерческая взятка, а также преступления, связанные с недобросовестной конкуренцией (дискредитация, налоговый демпинг, промышленный шпионаж).
Поскольку в основном монопольные структуры негативно влияют на экономику страны в целом, то все экономические развитые страны разрабатывают и осуществляют антимонопольное регулирование. Так, США имеет комплекс законов, называемых Законом Шермана-Клейтона.
Однако существует отличие антимонопольного законодательства США, ЕС и России. Если в США оно основано на принципах англо-саксонского права, а в ЕС и России — на континентальной традиции кодифицированного права.
Если с позиции США крупные фирмы расцениваются как угроза рынку совершенной конкуренции, то в ЕС конкуренция рассматривается не как состояние рынка, а как борьба и соревнования, и с этой позиции рассматривается не вопрос возникновения монополий на рынке, а факты недобросовестной конкуренция
В РФ антимонопольное законодательство ориентируется на опыт Европейского союза, и в настоящее время действует так называемый третий антимонопольный пакет.
При этом изменения характера конкуренции определяют новые концептуальные подходы к осуществлению антимонопольной политики как на международном, так и на федеральном, региональном, и локальных уровнях, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.
Целью данной курсовой работы является анализ проблемы монополизации в России, США и стран ЕС с опорой на теорию, основные понятия и термины, необходимые для полного понимания этого вопроса.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!