Либерализация цен и ее влияние на экономику России | Пример курсовой работы

Либерализация цен и ее влияние на экономику России

Целью данной работы является изучение либерализации цены и ее влияния на экономику России.

При социалистической системе невозможно ни теоретически, ни практически применить категорию издержек упущенных возможностей, так как в условиях государственного монополизма вообще не существует проблемы выбора для хозяйствующих субъектов. Цены на все факторы производства и товары определяются административным путем. 
Так, декретируемая государством заработная плата устанавливается на уровне ниже равновесного, следовательно, дефицит рабочей силы в этих условиях становится неизбежным. Главное средство производства – земля – передается хозяйствующим субъектам в бесплатное пользование, что приводит к расточительному характеру ее использования. Единый властный Центр не может в принципе определить равновесие спроса и предложения. Появление в таких условиях теневой экономики является неизбежным и внутренне присущим административно-командной системе. Перемещение ресурсов в теневую экономику ведет к углублению дефицита, бартеризации обмена, криминализации социально-экономических отношений в обществе. Государственная плановая экономика неизбежно порождает и постоянно воспроизводит теневую. [8, с.53]
В России, как и в других постсоциалистических странах, либерализация цен явилась важнейшей составной частью институциональных преобразований. Это означало ее отказ от государственного установления цен как на внутреннем, так и на внешнем рынках, то есть речь идет о внутренней и внешней либерализации. Для чего необходима либерализация цен? 
1) Без нее не включаются рыночные механизмы распределения ограниченных ресурсов общества.
 2) Она призвана ликвидировать искаженную структуру относительных цен (их занижение или завышение). 
3) Либерализация необходима для освобождения бюджета от бремени дотаций, субсидий и прочих атрибутов мягкого бюджетного ограничения; минимизация дефицита – важнейшая предпосылка макроэкономической стабилизации.
4)Преодоление бесчисленных дефицитов социалистической экономики невозможно в условиях «зажатых» цен.  5) Либерализация цен делает возможной рыночную оценку стоимости государственного имущества, подлежащего приватизации и способствует долгосрочным инвестициям.
Либерализация цен в России была необходима также для преодоления феномена денежного навеса, свойственного в той или иной мере всем постсоциалистическим странам. Денежный навес – это перенасыщение экономики деньгами относительно номинальных масштабов валового национального продукта; он ведет к усилению инфляции в плановой экономике как в открытой форме (рост цен на черном рынке), так и в подавленной форме (дефицит и очереди). 
Вопрос о последовательности (что в начале – либерализация или приватизация) и скорости проведения (постепенный отпуск цен или решительное их освобождение) в России был решен в пользу быстрой трансформации системы ценообразования. Причины такого выбора: 1) тотальный дефицит всех товаров потребительского спроса, создавший угрозу социального взрыва;
2) субсидирование государственных предприятий стало непосильным для федерального бюджета и вынуждало прибегать к эмиссионным способам финансирования бюджетного дефицита, что в свою очередь, подогревало инфляцию. 
Каковы же основные этапы либерализации внутренних цен в России, начавшейся 1.01.1992г.? Рассмотрим наиболее подробно данные за 1992г., так как именно в течение этого года были либерализованы цены на основные товарные группы. 
Первый этап: январь – апрель 1992г. С января 1992г. стали свободными почти все цены на продовольственные и промышленные товары. В это же время были введены новые уровни цен на энергоресурсы. Цены на нефть повысились в 5 раз, на газ и электроэнергию – в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза. 
Перевод инфляции из подавленного в открытый режим привел к тому, что потребительские цены в январе повысились в 3,5 раза по сравнению с декабрем. Ценовой скачок в начале либерализации отражал так называемую корректирующую инфляцию, которая неизбежно сопровождает процесс ликвидации денежного навеса (то есть приводит в соответствие товарную и денежную массу). [10, с.6]
Номинальная заработная плата в России за указанный период увеличилась на 40%, а ее реальный уровень в промышленности упал на 60%.  Попытки правительства сдержать рост цен путем ограничительной кредитно-денежной политики имели следствием быстрое расширение неплатежей при сохранении практически прежней динамики роста цен. Свободные цены в промышленности и увеличенные, но фиксированные цены в отраслях ТЭК, создали ситуацию, когда отрасли ТЭК утратили возможность дальнейшего развития без повышения своих цен. Новый период (май – сентябрь 1992г.) начался с повышения цен на нефть, газ и уголь. Принципиально иной характеристикой процесса яви-лось установление границ изменения цен и введение прогрессивного налога, отчисляемого в фонд ценового регулирования Министерства финансов. Границы цен на нефть были в пределах 1800-2200 руб./т., на газ – 1100-1600 руб./тыс. м3. При превышении нижней границы цены были предусмотрены отчисления в фонд ценового регулирования для нефти по ставке от 60 до 90% и для газа от 70 до 90% в зависимости от размеров превышения цены на нефть и газ. В результате нового этапа либерализации цен отрасли, выпускающие конечную потребительскую продукцию, стали еще более ориентироваться на спросовые параметры своей продукции.
 Третий этап: октябрь 1992г. – декабрь 1995г. Цены на уголь после сентября были повышены на 30%. Были установлены предельные нормативы рентабельности на продукцию нефтепереработки. В октябре 1992г. цена на нефть повышена в 3 раза.
 Регулирование цен в 1992-1993гг. осуществлялось на основе пре-дельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому товарообороту. А в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам.

Все направления государственного регулирования экономики, складываются исходя из имеющихся экономико-социальных проблем в том или ином государстве в определенный временной промежуток.
Конечно же, государственное регулирование экономической деятельности, имеет свою структуру. Ведь регулирование экономики – системное явления, которое характеризуется наличием субъектов и объектов деятельности. К объектам государственного регулирования экономики, относятся все сферы, отрасли, процессы и тд. Иными словами – это все, на что направлена политика государства в области регулирования экономической деятельности. Данная деятельность призвана обеспечить все необходимые условия для рационального функционирования всей экономики государства.
Для того, чтобы цели экономической политики были реализованы, необходимо действовать по специально заготовленному плану и применять определенные инструменты. Именно инструменты составляют механизм эффективного государственного регулирования. Выделяют несколько ключевых элементов этого механизма. К ним относят фискальную и кредитно-денежную политики государства
Все действия государства, имеющие воздействующий характер на экономику страны, относят к экономическим инструментам. К ним принято причислять совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала и многие другие. Административные рычаги, все вместе, объединяют все действия, которые непосредственно связаны с обеспечение норм права. Естественно, что перед тем как принять меры, ставится конкретная задача, к которой нужно прийти. Так вот к задачи относится – создание наиболее рациональных условий для бесперебойного функционирования частного сектора.
Государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.
Сегодня, роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, достаточно велика. Развивающиеся страны, только-только начинают создавать свою экономику, поэтому поддержка государства, здесь просто необходима. Помимо развивающихся стран, в большей степени в поддержке государства нуждаются и бывшие социалистические страны, которые осуществляют переход к рыночной экономике, основываясь на частной собственности.
Говоря о современной экономике, сложившейся в мире, можно сказать, что она необычайна сложна. Однако именно она, в перспективе, создает условия для любых видов человеческой деятельности. Задачи современной экономики определяются исходя из структурных элементов экономической деятельности, а также ее принципах.
 Сегодня, вся рыночная экономика, подвержена влиянию косвенных и административных методов. Часто, соотношение данных методов варьируется, однако приоритет среди этих двух методов, отдается экономическим методам. Данные методы, в отличие от административных, не ущемляют прав предпринимателей в своей деятельности, а наоборот, оказывают позитивное воздействие на экономику государства через стимулирующие факторы субъекта рынка.
Для того, чтобы реализовать долгосрочную перспективу экономического роста нашей страны, необходимо уделять огромное внимание развитию ряда производственных факторов. В частности, к ним относятся факторы природного, человеческого и финансового капитала.
Существующая сегодня проблема экономического роста, также, как и проблема экономического развития в нашей стране, имеет глубокие корни. Важным аспектом является то, что необходимо обеспечить увеличение положительной динамики экономики страны. Необходимо данные элементы сделать стабильными и устойчивыми. Необходимо добиваться того, чтобы каждый человек, проживающий на территории нашей страны, на себе почувствовал позитивное влияние экономического роста страны.
В России было произведено радикальное преобразование системы цен, т.е. это была быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации шоковых экономических реформ. Проведение экономических реформ сопровождалось коренным изменением социально-экономической системы хозяйствования, радикальной сменой прежнего механизма управления, появлением новых категорий товарно-денежных отношений, в частности, официально признанной инфляции.
Инфляцией практически были обесценены сбережения населения, накопленные за предыдущие годы. Позитивным итогом либерализации цен явилось исчезновение дефицита продовольственных и промышленных товаров, развитие свободной торговли, отмена монополии внешней торговли. Наряду с этим сохранялось государственное регулирование цен на ряд социально-значимых товаров и услуг для населения, на продукцию естественных монополий, оборонную продукцию.
Целью данной работы является изучение либерализации цены и ее влияния на экономику России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!