Лекция как форма профессионального обучения | Пример курсовой работы

Лекция как форма профессионального обучения

Цель курсовой работы: рассмотреть лекцию как форму профессионального обучения.

Лекция – представляет собой экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность преподавателя и тот факт, что он имеет возможность постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря личным исследованиям, знакомству с новым материалом, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает структуру и проведение лекции практически незаменимой по сравнению с другими источниками учебной информации, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием.
Например, возможности лекции по отношению к учебнику:
– непосредственное общение с преподавателем, читающим лекцию;
– представление разных точек зрений;
– возможность повторения того, что нужно преподавателю и студентам;
– учитывание особенностей ситуации;
– способствование установлению живой связи обучаемых с изучаемой дисциплиной.
Содержание и объем лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия.
Мы можем классифицировать лекции по различным основаниям:
– место, которая она занимает в учебном или лекционном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
– преимущественная форма обучения (лекции при очном, заочном обучении);
– частота общения преподавателя с аудиторией (цикловая, разовая, систематическая и т.п.);
– степень проблемности изложения материала (проблемная, информационная, дискуссия и т.п.).
Следует заметить, что отсутствует строгая классификация лекций в дидактической литературе. Важно, чтобы преподаватель в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, времени, места, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, которая отвечает поставленным задачам.
Так, например, вводную лекцию читают, как правило, в начале курса для того чтобы дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в большей степени носит популярный характер и читается монологически. На вводной лекции дается список необходимой для работы литературы, разъясняется, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделяются проблемы, решение которых потребует особенных усилий. Более опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Полезен для установления интереса со стороны студентов краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, о научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Данная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
В педагогической практике понятие «установочная лекция» может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют «фондовые» лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в «фонд» кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине этим или другими лекторами.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Например, могут быть прочитаны лекции на тему: «Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике», «Гражданское (или – трудовое, семейное и т.п.) правоотношение».
В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер.
Проблемную лекцию условно можно разбить на следующие условные части:
– получение исходных данных для формулировки проблемного вопроса;
– формулировка и разъяснение проблемного вопроса;
– определение общего направления поиска решения и разбивки (если это требуется) проблемы на подпроблемы;
– решение проблемного вопроса на основании выдвинутых гипотез;
– анализ результатов решения и установление связи с практикой.
Возможны и другие схемы построения проблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение излагается только самим преподавателем, студенты будут участниками решения.
Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.

Таким образом, лекция (от латин.) lectio – чтение) – специфическая форма устного общения лектора с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; вооружает студентов методологией изучения данной науки; лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.
Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что:
во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;
во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса;
в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса.
Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие для них требования.
Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.
Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и удачного учебника.
Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
Лекция должна быть яркой и убедительной.
Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы.
Цель курсовой работы: рассмотреть лекцию как форму профессионального обучения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!