Курсовая: Развитие позновательной самостоятельной школьников млад классов в процессе математики | Пример курсовой работы

Курсовая: Развитие позновательной самостоятельной школьников млад классов в процессе математики

Цель данной работы – проанализировать развитие познавательной самостоятельности школьников младших классов в процессе математики.

Направленность личности ученика, его успехи и ошибки, побуждение к действию определяются мотивами. Мотивы можно рассматривать как движущую силу процесса обучения. Характер мотивов зависит от взаимодействия различных внешних обстоятельств и внутренних стимулов, определяющих направленность личности. ее достижения и неудачи.
В. Сухомлинский считал, что мотивация учения зависит от следующих факторов: характера, процесса обучения, стиля общения между педагогом и учениками, способа организации учебно-познавательной деятельности, системы оценки последствий учения.
Учитель должен учитывать все, что влияет на мотивацию учебной деятельности школьников. Важную роль в учебно-воспитательном процессе играют такие внешние и внутренние факторы:
а) внешние – содержание учебного материала (насколько новый, интересный, необычный), методика преподавания (направляет на запоминание и воспроизведение или побуждает к поиску, напряженной мыслительной деятельности); личность учителя (внешность, стиль общения с учениками, интеллект, уровень профессиональной подготовки, черты личности, коммуникабельность) атмосфера в классе (отношения, сложившиеся в коллективе); наглядности учебного процесса; эмоциональность изложения материала;
б) внутренние – способности и задатки школьника, состояние здоровья; уровень сформированности базовых знаний, умений и навыков; интеллектуального развития, развития основных психических процессов.
Важным показателем сформированности познавательного интереса учащихся является также их эмоциональные проявления, интеллектуальная радость, обмен впечатлениями; волевые проявления (сосредоточенность внимания, стремление к завершению учебных действий); направленность на свободный выбор деятельности.
Условиями формирования интереса к знаниям является опора на активную мыслительную деятельность; ориентация учебного процесса на оптимальный уровень развития учащихся; положительный эмоциональный тонус благоприятное общение.
Учебно-познавательная деятельность – это деятельность с целью овладеть обобщенным опытом человечества, и одновременно так усвоить знания, чтобы это способствовало развитию духовных сил человека, поднимало ее в познании на более высокий уровень, приближало к более глубокому и полному овладению истиной. То есть, учебно-познавательная деятельность вызывает целенаправленное формирование и развитие познавательного интереса.
В учебно-познавательной деятельности, как и в других ее видах, (игровой, трудовой, общественной, художественной и т.д.), выделяют определенные составляющие, в частности:
цель, которая обеспечивает максимальное развитие учащихся;
мотивы. непосредственно значимые для личности;
содержание, как источник интереса к познанию, постоянно обновляется, углубляется, раскрывается в новом ракурсе, усложняется, побуждает к творчеству, ознакомление с различными видами деятельности человека;
предметные действия, которые способствуют образованию новых понятий и формируют поезд к новому поиска;
способы, операции, умения, которые должны обеспечивать перенос на новую ситуацию, способствовать выработке более сложных способов деятельности;
результат – устойчивый познавательный интерес.
Учебно-познавательная, как и любая другая деятельность связана с активностью. Различают внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную), репрод ктивного и творческую активность. В процессе обучения оказываются оба вида активности, но активизация познавательной деятельности непосредственно связана прежде всего с мыс литое льно активностью.
Активность познания – это проявление преобразующего отношения субъекта к окружающим явлений и предметов [11].
Основными психологическими факторами, обуславливающими активность ученика в учебном процессе, является напряжение внимания, опора на воображение, анализ и синтез, догадки и предположения, сомнения и их проверка, интерес, настойчивость. Познавательную активность рассматривают как цель деятельности, средство ее достижения и результат. Познавательная активность – качество личности ученика, оказывается в его отношении к содержанию и процессу деятельности, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий для достижения учебно-познавательной цели.
Физиологической основой познавательной активности является противоречие между ситуацией, возникшей в обучении, и имеющимся опытом. Уровень активности в учебном процессе зависит от степени рассогласования между имеющейся ситуацией и ее прогнозируемым развитием. Таким образом, основа активизации обучения – это обострение степени несогласованности и акцентирование на нем внимания учащихся.
Известно, что между знаниями и умениями существует непосредственная связь: невозможно добиться глубины и прочности знаний, если не заниматься формированием умений. Поэтому стремлюсь учить ребят наблюдать, делать выводы, конкретизировать, обобщать. Прекрасно, когда ученик на уроке находиться в постоянном внутреннем диалоге с учителем, мысленно спорит, сомневается и соглашается лишь тогда, когда четко осознал каждую его мысль. А сколько испытывает радости учитель, если наступает момент, когда ученик самостоятельно сформулирует и выдвинет для обсуждения заинтересовавшую его проблему. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.
Но учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для детей посильные трудности. В этом, наверное, и заключается работа учителя: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершинам знаний, а планомерно создавать их. Это позволит ребятам не только осознанно владеть школьной программой, но и продвигаться по пути формирования своей личности.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Учителя должны владеть современными образовательными технологиями, должны адаптировать их к особенностям содержания учебного материала по своему предмету и индивидуальным возможностям своих учеников.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», – эти слова Л.Н. Толстого должны стать смыслом работы каждого учителя.
Поэтому на каждом уроке надо пытаться организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться.
Я считаю, что для развития творческих способностей и возбуждения познавательного интереса любой личности необходимо следующее:
Использование на уроке активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа, постановка и разрешение проблемного вопроса, решение творческих задач).
Обеспечение разнообразия труда школьников (групповой метод; работа в парах; самостоятельная работа в выделении главного, в поиске «открытий» новых знаний; использование на уроках элементов занимательности; использование многообразия форм проверки качества знаний; нетрадиционные формы уроков).
Цель данной работы – проанализировать развитие познавательной самостоятельности школьников младших классов в процессе математики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!