Курсовая работа по методике обучения математике

Таким образом, из приведённых типологий элективных курсов ясно, что существуют элективные курсы, которые помогают глубоко изучить предмет, входящий в базовый учебный план, другие элективные курсы помогают показать межпредметные связи изучаемых предметов, а третьи помогают изучить предметы, не входящие в базовый учебный план.
Некоторые из этих курсов направлены на изучение путей и методов применения знаний математики на практике, другие посвящены изучению методов решения математических задач, но все приведённые элективные курсы удовлетворяют потребности и интересы учащихся.
Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:
— междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
— обучение через опыт и сотрудничество;
— интерактивность;
— учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
— личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.
Выбор и посещение элективного курса по математике до 9 класса включительно производится свободно, а в 10–11 классах курсы обязательны для посещения. Требования к ученику такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашних заданий, собранность, дисциплинированность в учёбе и др.
Обучение ведётся по программам, созданным самим учителем, по его так называемому авторскому проекту. Учитель, предлагающий курсы подобного содержания, должен уже на первом занятии увлечь своих учеников. В данном случае важна не только тема элективных курсов, но и время их проведения. Но каждый учитель должен придерживаться ряда правил по организации элективного курса:
Требования к элективным курсам
·- Избыточность (их должно быть много).
·- Кратковременность (6–16 часов).
·- Оригинальность содержания, названия.
·- Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект и др.).
·- Нестандартность.
·- Элективные курсы, как правило, носят авторский характер.
Составляя свою программу элективного курса, можно воспользоваться рекомендациями методистов и педагогов: А.Г. Каспржака [16], Т.В. Черниковой [29], Д. Ермакова [9], Н.А. Гужавиной [4], Д.А. Ершова [10], Н.В. Добрецовой [6], И.А.Зайцевой [11], Л.И. Гультяевой [5], Т.П. Синько [27].
По мнению А.Г. Каспржака [16], содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия:
— курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;
— содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
— отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»;
— элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации.
Программа курса может быть построена так, что какой-то её объём минимально необходим, а все остальное — «по потребностям». Содержание курса может представлять собой: расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса; введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий; совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности [16].
Д.А. Ершов [10] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа:
1)анализ социального заказа и формулирование замысла,
2)составление предварительного проекта программы,
3)окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.
Вопрос контроля и оценки результативности обучения решается автором через систему рейтинговой оценки учебных достижений. Данная система подразумевает последовательное прохождение ряда этапов: определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности; разработка системы оценок. С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы контроля уровня достижений учащихся:
— наблюдение активности на занятии;
— беседа с учащимися, родителями;
— экспертные оценки педагогов по другим предметам;
— анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий;
— анкетирование и тестирование;
— метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Т.В. Черникова [29] утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:
— фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;
— полученные знания можно будет применить в повседневной жизни;
— проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги;
— ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения;
— образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект);
— предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности;
— повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов;
— конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;
— освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;
— методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;
— автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [29].
Д.Ермаков [9] выдвигает основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:
— подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
— приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»;
— возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
— любопытство;
— поддержка изучения базовых курсов;
— профессиональная ориентация;
— интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [9, с. 116].
Цветкова М.С. [28] предлагает активно включать в обучение ИКТ-ресурсов (информационно-коммуникационные технологии), расширенных межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ