курсовая работа на тему:Конкуренция и рыночная власть : анализ и специфика

Цели и задачи

Цель работы рассмотреть особенности конкурентоспособности рынка сотовой связи.

Введение и актуальность


Успешность и динамика развития экономики России, как части мировой экономики, обусловлены вторым важнейшим отношением демократической экономики — конкуренцией. Конкуренция в демократической экономике проявляется в принципиально новых формах. В  ее основе лежит принцип «выиграл- выиграл», который обусловлен формулой эффективности по Парето. Она гласит: эффективным является такое состояние сложной системы, от которого нельзя перейти к другому состоянию, при котором не будет улучшения состояния хотя бы у одного актора сложной системы.
Обязательным условием является также то, что любой переход к улучшению состояния хотя бы одного актора не может сопровождаться ухудшением состояния ни одного другого актора сложной системы.
В этой связи поражает безбашенность современных реформаторов, которые делали (и продолжают делать) свои реформы, заведомо зная и даже предупреждая об их «шоковом» характере и обещая, что дальше будет лучше. Но обещать они умеют, что в очередной раз было продемонстрировано на гайдаровском форуме, а выполнять свои обещания, 25 лет сыплющиеся, как из рога изобилия, даже не собираются.
Безусловным и безальтернативным исходным условием демократической экономики является полное и качественное удовлетворение жизненных потребностей всех без исключения граждан страны. Оно должно осуществляться в форме гарантированного обеспечения занятости, о котором писал еще Дж.М.Кейнс, а также доплатах из обще- национальных источников всем гражданам, не имеющим нормативного уровня удовлетворения витальных потребностей.
Наиболее эффективно данное, бесспорно определяющее, условие демократизации экономики и формирования гражданского общества решается на основе перехода от оплаты наемного труда капиталитарной формации к факторному доходу каждого гражданина, характерному для отношений гуманистической общественно-экономической формации, который обеспечивается функционированием ассоциированной собственности граждан.
В гуманистической экономике запрещается конкуренция «неравных сторон»: ➢ труда и капитала за доли в добавленной стоимости; ➢ сырьевого и инновационного секторов экономики; ➢ предприятий, институтов и индивидуумов, находящихся в неравных географических, природных и про- чих условиях. Перечисленные сферы должны поэтапно перейти в сферу нормативно-индексного регулирования с предельным уровнем материальной ответственности назначенных управляющих за неисполнение государственных приоритетов.

Заключение и вывод


В завершении работы подведем общие итоги и сделаем выводы:
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
Антимонопольное регулирование как одно из направлений государственной политики должно, на наш взгляд, охватывать несколько самостоятельных аспектов влияния контрактных отношений на конкуренцию, экономическую эффективность и благосостояние потребителей: влияние нестандартной контрактации на конкуренцию на рынках продукции, услуг, на которых функционируют контрагенты; снижение благосостояния потребителей в результате монополистической деятельности вертикальных рыночных структур, возникающих на основе нестандартной контрактации; злоупотребление рыночной силой со стороны одного из контрагентов в отношении другого участника соглашения; применение участниками соглашения или другими организациями, работающими на соответствующих товарных рынках, недобросовестных форм конкуренции
Осуществляемые в России структурные преобразования и экономические реформы, безусловно, способствовали развитию процессов демократизации в обществе и экономике, созданию элементов рыночной инфраструктуры, ликвидации товарного дефицита.
Наряду с этим отмечаются существенные негативные последствия реформ, связанные, прежде всего, с резким, особенно в 90-е годы ХХ века, спадом производства, интенсивным ростом безработицы, снижением уровня жизни населения, криминализацией экономики. Кроме того, износ основных фондов превысил допустимый предел, и поэтому равноправная конкуренция со странами, находящимися на стадии экономики знаний, представляется трудноосуществимой задачей, что, в свою очередь, связано с неэффективной амортизационной воспроизводственной политикой, отсутствием роста инвестиций в производство.
К тому же концепция государства состояла в том, что приоритетными de facto считались интересы крупного бизнеса, и основные усилия были направлены на снижение налогов (прежде всего корпоративных), приватизацию государственных благ и собственности по необоснованно низким ценам, обеспечение практически беспрепятственного и бес- контрольного доступа к природным ресурсам.
Государственное регулирование процессов монополизации может и должно выполнять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности
На основании всего вышеизложенного можно сказать о том, что тематика работы раскрыта, а задачи, поставленные перед написанием работы успешно выполнены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ