Курсовая на тему «История развития международного морского права»

Цели и задачи

Цель работы – комплексное исследование истории формирования международного морского права.

Введение и актуальность


Процесс унификации возродился, а точнее, зародился в современном его международно-правовом понимании в XVIII веке. Было это вызвано обеспокоенностью мировой общественности вопросами безопасности мореплавания и охраны жизни моряков. Первые международные акты были направлены на предотвращение столкновений судов. Одними из них были Правила движения на море 1840 г. В 1889 г. правительство США организовало и провело первую Международную конференцию по предотвращению столкновений в море, в результате которой была принята одноименная Конвенция. Впоследствии эта конвенция была дополнена и модифицирована конвенцией о столкновении судов 1910 г. И, наконец, в 1972 г. под эгидой Международной морской организации были приняты современные правила движения на море — МППСС-1972.
Одной из классических иллюстраций, побудивших разработать единообразные правила в отдельных сферах морского права, является гибель “Титаника” в 1912 г.
В 1914 г. состоялась международная конференция, на которой был представлен и обсужден проект многосторонней конвенции о безопасности человеческой жизни на море, которая в последующем была принята.
Перечень международных конвенций, представляющих собой единообразное регулирование различного рода отношений в морской сфере, достаточно объемен, и нет необходимости оглашать его полностью, так как это не является целью данного исследования. Но вместе с тем для понимания и осознания необходимости унификации для морского права следует отметить, что ею охвачены такие жизненно важные сферы, как безопасность мореплавания, охрана человеческой жизни на море, защита окружающей среды и морских ресурсов, ответственность и компенсации за увечья и ущерб.
Совершенно очевидно, что унификация не является хаотичным и случайным процессом. За нею “стоят” различные международные организации, которые способствуют ее эволюции. Среди них можно выделить три группы организаций:
1) ООН и ее специализированные подразделения; 2) другие межправительственные организации; 3) неправительственные организации.
Среди организаций первой группы доминирующую роль играет Международная морская организация (ИМО), которая создана в 1958 г. Наряду с консультативными функциями она наделена и законодательными: под ее эгидой разрабатываются и принимаются единообразные нормы международного характера по вопросам безопасности, выбросов с судов, правам и обязанностям в сфере торгового мореплавания, ответственности и компенсаций. Некоторые другие подразделения ООН также участвуют в содействии развитию унификации морского права, например: ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и др.
Среди организаций второй группы — межправительственных организаций — особой важностью для регулирования судоходства отличается Европейская конференция министров транспорта. Ею подготовлен “Парижский меморандум” о контроле со стороны государства-порта, который действует на территории западноевропейских государств и в странах Северного моря. Это соглашение нацелено на обеспечение единообразного применения процедур по инспектированию судов со стороны государства-порта в соответствии с требованиями международных конвенций.
Из многочисленных неправительственных организаций, которые принимают активное участие в правовом регулировании торгового мореплавания, следует отметить роль Международного морского комитета (ММК), который тесно связан с морским правовым сообществом. ММК считается международным “отцом” различных национальных ассоциаций морских юристов, например, Ассоциации морских юристов США. Авторитет ММК объясняется не только тем, что он является старейшей морской неправительственной организацией (1896 г.), но и тем, что он выражает и представляет мнения научной правовой мысли по поводу предложений для новых международных морских конвенций.
Говоря о современном уровне развития унификации морского права, следует констатировать, что по основным, жизненно важным вопросам торгового мореплавания приняты международные конвенции: Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенция о столкновении судов 1910 г., Конвенция ИМО об ограничении ответственности судовладельца 1976 г., Конвенция об унификации некоторых правил о спасании 1989 г., Конвенция об унификации некоторых правил о залогах и привилегированных требованиях 1993 г. и т. д.
Это лишь далеко не полный перечень действующих конвенций. С одной стороны, можно считать, что единообразие морского права достигнуто. Но с другой стороны — тот факт, что многие государства — морские державы, в том числе и Украина, не стали участниками большей части международный морских конвенций, свидетельствует о том, что современное морское право нельзя по большому счету назвать ни универсальным, ни единообразным.

Заключение и вывод

Подводя итоги данного исследования, можно сформулировать определенные выводы. Единообразное морское право существовало в древние времена и развивалось по мере разрастания морской торговли. Процесс унификации был “заторможен” расцветом национализма в XV–XVII веках. Новый рывок в развитии унификации начался в ХІХ веке, инициированный юристами, коммерсантами, национальными ассоциациями морского права, основателями Международного морского комитета и т. д. и продолжается ныне под эгидой межправительственной морской организации, комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) при содействии специалистов в сфере частного сектора.
Ряд исследователей опасаются, что тенденция в направлении унификации морского права может быть приостановлена, если вопросами развития международного морского права и морской торговли будут заниматься исключительно государства или правительственные организации. С такими взглядами можно согласиться не полностью. Конечно, неправительственные специализированные организации, ассоциации профессионалов в разных сферах торгового мореплавания, выступающие именно в личном качестве специалисты и т. д. играют важную роль в разработке регуляторов содействия участникам международного коммерческого оборота, в обеспечении непосредственного взаимодействия деловых кругов и т. д. Но, с другой стороны, принятие важных решений, которые зачастую сопряжены с решением вопросов глобальной безопасности, нельзя “перекладывать на плечи” только лишь частного сектора. Вполне очевидно, и история это подтверждает, что достичь единообразия правового регулирования отношений в морской отрасли возможно при сбалансированном сотрудничестве государственных организаций и представителей частного сектора.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ