Курсовая: Алмуш: личность и политическая деятельность | Пример курсовой работы

Курсовая: Алмуш: личность и политическая деятельность

Цель исследования – раскрыть личность и политическую деятельность Алмуша.

После того как клан саваз (саван) во главе с князем Вырагом выразил недовольство по поводу принятия ислама, аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил князь Аскал). После угроз со стороны хана Алмуша («поразить мечом») партия Аскала тоже подчинилась и приняла ислам. В итоге в Волжской Булгарии начали строить мечети и проводить службы. Ибн Фадлан писал, что многие упорствовавшие в язычестве жители Волжской Булгарии ушли за Волгу: на неширокой полосе между текущей на юг Волгой и текущей на север Свиягой расположились сувары-язычники, ставшие основой для образования современной чувашской нации. Согласно Ибн Фадлану, в его период не все болгары приняли религию ислам, а лишь племя именно болгар, баланджары, часть племени сувар, другая часть племени сувар со своим князем Вырагом отказалась принять ислам и постепенно начала мигрировать на правую сторону Волги, где продолжил формироваться чувашский народ
В первой четверти X в. Хазария становится довольно серьезным тормозом развития экономики Волжской Булгарии. Алмуш платил десятину от вырученных доходов и имел личную неприязнь по отношению к кагану. «Еще прежде до царя хазар дошла (весть) о красоте дочери царя славян», – сообщает ибн-Фадлан. – «Итак, он (царь хазар) посватал ее, а он (царь славян) привел доводы против него и отказал ему. Тогда тот отправил (экспедицию) и взял ее силой, хотя он иудей, а она мусульманка. Итак, она умерла (находясь) у него. Тогда он послал, требуя во второй раз.
И вот, как только дошло это до царя славян, то он поспешил, и женился на ней (второй дочери) ради царя Аскал из числа находящихся под его (царя) властью, так как он (царь славян) боялся, что он (царь хазар) отнимет ее у него силой, как он сделал с ее сестрой» [12, с. 141]. По всей видимости, это была последняя капля в чаше терпения булгарского эльтебера, так как Алмуш сразу «позвал (секретаря), чтобы написать султану (халифу)» [12, с. 141]. Можно не сомневаться, что основная причина много глубже, чем личная обида булгарского хана. По верному замечанию А.П. Ковалевского, «сватовство» хазарского кагана к дочери царя булгар было, конечно, предлогом, ибо «отказ отдать дочь был в то время отказом от признания вассальной зависимости» [13, с. 642].
По данным арабского ученого Ибн Русте, Алмуш становится мусульманином где-то в начале Х столетия, будучи еще практически молодым человеком. В «Книге драгоценных сокровищ», написанной между 903–912 гг., он сообщает: «Царь Болгар, Алмуш по имени, исповедует ислам. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут» [25, с. 22]. Далее Ибн Русте, опираясь на сведения информатора, совершенно уверенно говорит о том, что большая часть булгарского населения «исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами» [25, с. 22]. Если внимательно прочитать текст разговора Алмуша с ибн-Фадланом, будет ясно, что правитель булгар был обеспокоен больше тем, не противоречит ли нормам ислама то обстоятельство, что вассальный правитель, то есть он, носит имя, одинаковое с именем халифа.
Свидетельством средневековых текстов о Хазарии и хазарах являются фрагментарными и даже кажутся невероятными. Отсюда хазарская история – неисчерпаемый источник загадок, проблем, мифов. Обращусь к двум «хазарских загадок».
Первой тайной является «Киевское письмо» – написано на еврейском языке. Письмо группы еврейских купцов из Киева с руническими тюркском пометкой. В «письме» говорится о необходимости выкупа Якова бен Ханука из плена кредиторов. Его брата-купца, который задолжал им, убили разбойники [9]. Среди купцов встречаем не только еврейские, а славянские и тюркские имена. Даже «смесь» имен, как в случае с Гостята бар Кабар Когеном: из четырех слов имени первое (собственно, имя) – славянское Гостята, второе (сын) – арамейское (с еврейской традиции), третье (пол отцовского имени ?) – тюркское Кабар, а четвертое (вторая половина родительского имени?) – название потомку иудейского храмового первосвященника [sic!].
«Киевское письмо» является осью ожесточенных историографических споров. Не собираясь погружаться в них, отмечу, что Прицак допустил «избыточной» интерпретации текста, а его оппоненты, прежде всего археолог и историк Петр Толочко, – подробно критиковали утверждение тюрколога [11].
Сведения о булгарских властях и правительстве довольно скудны. Согласно арабским источникам титул правителя был “малик” (царь), что, вероятно, является переводом тюркского титула “хан”. Согласно Ибн-Фадлану, имя хана, правившего в 921 -922 гг., было Алмуш, сын Шилки.
В Волжском Эмирате существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.
Итак, Волжский Эмират возник на месте слияния двух крупнейших рек Европы Волги и Камы, на пересечении очень важных торговых путей. Здесь соединялись, образно говоря, восток и запад, юг и север.
Волжский Эмират – первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу – Киевской Руси и древнерусским княжествам, – но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы. Поступательное развитие Волжской Булгарии как самостоятельного государства было прервано монгольским нашествием.
Булгарский Эмират установил равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.Булгарский Эмират был страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.
Цель исследования – раскрыть личность и политическую деятельность Алмуша.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!