Куросвая: Особенности Вальдорфской педагогики в России | Пример курсовой работы

Куросвая: Особенности Вальдорфской педагогики в России

Целью данной работы является изучение особенностей вальдорфской школы в России.

Игровая группа. Дети знакомятся посредством включения в игровую группу. Более старшие дети посещают группу самостоятельно, более младшие – с родителями. Игровая группа состоит не только из детей, но и из педагогов школы, входящих в приемную комиссию. Это направлено на положительное восприятие детьми будущих учителей, или их забывание.
III этап:
Посещение врача при школе. Как и в обычных школах, посещение врача предусматривает оценку физиологического состояния ребенка. Составляется описание ребенка с учетом его здоровья и будущего развития.
IV этап:
Посещение родителями информационных выходных дней. Педагоги посвящают родителей в то, в какой направленности будет осуществляться обучение на начальном этапе, концепцию обучения в первых и вторых классах, информируют о содержании обучения в средней и старшей ступени. Знакомство со школой проходит через художественную и ремесленную сферу, участия в них с рабочими группами. Родители знакомятся с будущими педагогами.
Прохождение четырех этапов необходимо для того, чтобы в школе не обучались ученики, набранные случайным образом, чтобы родители осознавали и отдавали себе отчет о содержании учебного процесса и воспитания.
Вальдорфские школы работают с педагогической методикой межнационального сплочения. Учитывая острую проблему миграционного кризиса в мире – это, как никогда, актуально. Школа позволяет наглядно и практически доказать, что дети, вне зависимости от их происхождения, конфессии и принадлежности к нации, могут совместно обучаться и выстраивать взаимоотношения.
Такая методика опирается на принципы:
непрерывности;
обязательности;
уважения;
серьезное позиционирование партнера (педагога, родителя, сверстников);
толерантность.
Важной деталью педагогики является стремление каждого обучающегося к развитию индивидуальности и выражение своих качеств внутри социума. Педагог является собственным примером.
Занятия в школе происходят с опорой на духовное, душевное и физическое стремления своих учеников. Душевную составляющую развивает искусствоведение, театральные постановки, музыкальные занятия. Оставшиеся предметы развивают познавательные способности.
Концепция вальдорфской педагогики ориентируется на природу ребенка, и считающаяся с ней. Задачи школы – поддержать стремление к самостоятельности в учебе, и ее направляемой, соотносящиеся с индивидуальностью каждого ребенка и его потребностью.
Р. Штайнер особо выделял тот факт, что педагог не должен руководствоваться исключительно своим убеждением, а должен наблюдать за ребенком, а кооперируясь с родителями, находить наилучшие решения к взращиванию гармоничной личности.
При подборе учителей, Штайнер полагал, что нужно учитывать, как педагог будет устанавливать с ребенком плодотворную взаимосвязь и взаимоотношения, в состоянии ли педагог образом мыслей отдаваться становлению души ребенка и его существу.
Педагог всегда отслеживает эмоциональное состояние ребенка. В вальдорфских школах оценка не является существенной мерой оценки знания ребенка – у детей отсутствует страх перед отметкой своих знаний. До момента пересечения рубежа старших классов оценки не ставятся в принципе. Вместо отметок, каждый ребенок в конце четверти получают совокупную характеристику, в которой описывается его развитие, успехи, проблемы. Такая система менее болезненна для детской психики.
Воспитательные отношения выстраиваются с определением специфических черт личности, которая включена в такие отношения. Таким образом, увеличивается потенциал воспитательной функции школы, придается образовательный характер, где образование – приобретение воспитанников человеческого образа, принятие и понятие им картины окружающего мира, установление функционально-продуктивного места в ходе социального развития.
Деятельность внутри вальдорфских школ ориентирована на содержательность и самобытность, обогащение такой деятельности посредством взаимодействия мнений и идей взрослых и детей. Открытость помогает педагогу определить, насколько индивидуален каждый ребенок, уровень проявления его эмоций, предпосылок к личным находкам.
Педагог в таком ключе:
Организует активную и открытую жизнь воспитанников;
Живет с учениками, по сути, одной и единой жизнью;
Появляться в жизни детей тогда, когда целесообразна поддержка и совет.
Педагоги позиционируются не только, как те, кто дает знания, но и как консультанты, творческие руководители, мастера деятельности. Они сотрудничают с ребенком, дают консультации воспитанникам и родителям, оказывают педагогическую поддержку, показывают нравственный пример и не воздействуют на личность чрезмерно. Педагоги создают атмосферу самоопределения и самореализации ребенка, и себя.
В младших классах урок начинается с ритмической части (20 минут). Дети в это время двигаются, декламируют стихи, обусловленные темой урока. Декламация обаятельно сопровождается жестами, движениями тела. Вальдорфской школе характерно применение эвритмии, которая позволяет плавно перейти от оживления и фантазии к учебным занятиям. Уроки завершаются рассказом педагога на основе сказок и легенд. Это позволяет развивать не только письменную и устную речь, но и сохранять культурные традиции. После основных уроков идут занятия рукоделием, иностранным языком.
В старших классах профессиональное образование интегрируется в общее, происходит дифференциация.
Педагог разрабатывает учебный план – описание дидактической согласованности различных предметов для определенных периодов развития ребенка. За содержанием предмета видится ребенок. Учебный план в вальдорфской школе – горизонтален, направлен на установление связей между предметами. Существует и вертикальный план обучения – хронологическое изложение предметной области и последующее развитие этой области в постепенном движении по ступеням вверх.
Учебный план разрабатывается с учетом принципов:
ориентации на человека, его развитие;
ориентация на ребенка и конкретную ситуацию;
ориентация на познание и практические упражнения.
Методика обучения в вальдорфской школе следующая:
в познании: переживания, наблюдения и экспериментирование;
в понимании: воспоминания, описания, наброска и характеристики;
в овладении содержанием: переработка, анализ, абстрагирование и обобщение.
Процесс обучения приравнен к результату. Ученик может овладеть различным методом, который не затмевает истинные взгляды на существующие теории, ребенок сам строит когнитивные связи и получает опыт.
Безусловно, вальдорфская педагогика имеет место в педагогических концепциях. Ее существование строится с учетом индивидуальности всех субъектов образовательного процесса, видения в ребенке целеустремленной личности и будущего члена общества. Использование вальдорфской педагогики разумно с учетом конкретной ситуации и конкретного ребенка.
Вальдорфская педагогика объединяет в себе спектр методов и приемов воспитания, обучения, которые позволяют развивать индивидуальность ребенка, с учетом окружающих его телесных, душевных и духовных особенностей. Вальдорфское образование строится на этих трех столпах всего многообразия человеческой личности.
В системе вальдорфской педагогики существуют достаточно уместные для отечественного образования компоненты педагогического воздействия. Так, элементы вальдорфской системы затрагивают всестороннее развитие ребенка путем академического, естественно-научного, художественного воспитания.
Во многом, вальдорфская педагогика возвышает роль учителя, которую современное образование в России значительно принижает, делая из него бюрократического работника, действующего по шаблону. Это один из тех аспектов, который нашему образованию стоило бы перенять.
Однако, помимо ощутимых плюсов в воспитании гармонично развитой и свободной личности, в вальдорфской школе существует и ряд не вполне уместных особенностей. Например, учебное «эпохальное» расписание, которое блоками просвещает ребенка, в то время, как отечественное образование старается всесторонне подойти к набору знаний школьника.
Чрезмерная свобода ребенка, безусловно, снижает уровень стресса последнего от ее посещения. Царящее отсутствие дисциплины создает предпосылки к развитию эгоистичных и неготовых к другой системе обучения и жизни, детей. Взращённые в «тепличных» условиях идет на пользу далеко не каждому ребенку, хотя вальдорфская педагогика пытается индивидуально подойти к процессу воспитания и подбору обучающих мер к конкретному ребенку.
Перспективы развития вальдорфской школы не слишком радужны. Обучение в школах является по большой части, платным, а в условиях низких зарплат, родители не могут позволить себе обучение ребенка; педагогика ориентируется на свои стандарты, лишь на бумаге прописанные по образовательному стандарту; количество обучающихся с каждым годом снижается, а взаимоотношения вальдорфских школ и государственных общеобразовательных учреждений, и дошкольного образования, разбиваются о бюрократические преграды, государственное напоминание и отстранённость общества, привыкшего к старой системе образования.
В целом, вальдорфская школа обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. О том, насколько каждая из них будет влиять на ребенка и в какой мере оказывать на него воздействие, должны решать только родители. Вальдорфской школе еще предстоит перестроить приоритеты образовательного процесса под российские реалии, соответствовать современным тенденциям воспитания, в противном случае, смысл существования таких школ, где ценят индивидуальность ребенка, сойдет на «нет».
Целью данной работы является изучение особенностей вальдорфской школы в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!