Куросвая: Концепция качества жизни и ее использование в практической деятельности государства

В 1970-х гг. доминировала концепция «ощущаемого качества жизни», представляющая собой основу целого направления систем социальных показателей: «субъективных показателей качества жизни», в рамках которой качество жизни связывалось с достигнутым обществом уровнем благосостояния, субъективным восприятием индивидуального благополучия как жизни в целом, так и в отдельных жизненных областях. Исследователи «субъективного качества жизни» для измерений применяли цепочку «обладание – отношение – существование», что предполагало наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки.
«Объективный подход», ориентированный на измерение качества жизни на основе статистической информации, получил большее распространение. Хотя многие исследователи склоняются к тому, что необходим синтез объективного и субъективного подходов, т.е. создание интегрального подхода для более полного изучения качества жизни человека, единый, общепризнанный набор индикаторов для такой оценки пока не разработан.
В советском обществознании второй половины 20 века для характеристики качества жизни использовались другие концепты: «уровень жизни», «образ жизни». представление об «образе жизни» прорабатывалось как теоретическая основа марксистского понимания социальных реалий , тогда как понятие «уровень жизни» легло в основу формирования соответствующего раздела государственной статистики, включающего в себя доходы, расходы и сбережения населения, социальное обеспечение и социальную помощь, прожиточный минимум, уровень бедности, условия проживания домашних хозяйств, потребительские ожидания населения.
В 1970 г. Международная организация труда (МОТ) предложила концепцию «базовых потребностей», в соответствии с которой правительствам предлагалось сосредоточить внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения. Была сделана попытка разработки системы универсальных показателей, которая учитывает субъективное восприятие условий жизни и ее объективные характеристики. В связи с этим при оценке экономического развития на первое место вышли социальные показатели. В соответствии с этой концепцией приоритеты социальной политики разделены на девять направлений развития, каждое из которых характеризуется своим набором показателей: здоровье, развитие личности путем обучения, занятость и качество трудовой жизни, свободное время и досуг, экономическое положение личности, социальное окружение, обеспечение безопасности и правосудия, участие в общественной жизни.
В 1974 году Европейская экономическая комиссия ООН систематизировала «социальные индикаторы» в 8 групп: здоровье, качество рабочего места, качество физической окружающей среды, чувство социальной уверенности и др. С 1974 года начал издаваться международный журнал «Social Indicators Research», посвященный исследованиям качества жизни.
Наибольшую известность в 1970-е годы получил индекс физического качества жизни, разработанный в США. Это достаточно наглядный индикатор общественного развития той или иной страны, включающий в себя: показатель младенческой смертности, среднюю продолжительность предстоящей жизни, уровень грамотности населения.
Сводный индекс рассчитывается как среднеарифметическая величина составляющих. Составляющие социальные показатели оцениваются по шкале от 1 балла (худший вариант) до 100 баллов (лучший вариант). Максимальный балл присваивался лучшему показателю среди стран, минимальный – худшему показателю. Эталоном является условная страна, для которой уровни показателей соответственно равны 7%, 77 лет, 100%.
Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. Она включает в себя 4 группы показателей.
Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда (демографические показатели, показатели занятости и безработицы).
Распределение, перераспределение доходов (показатели доходов, социального обеспечения).
Условия жизнедеятельности (жилищные условия).
Социальные стороны уровня жизни населения (уровни образование населения, здравоохранения, правонарушений и охраны порядка).
Начиная с 1973 г. инициатором и спонсором многих исследований в области качества жизни на международном и национальном уровнях, является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран (например, «Social Trends» – ежегодник, публикуемый в Великобритании; «Donnes Sociales» – выходит во Франции два раза в год; сборник «Social Ultveckling», выходящий несколько раз в год в Швеции, и др.).
Результатом многолетних исследований, проходящих под эгидой ООН с 1960-x годов, стали десятилетние программы развития мирового сообщества. Для их реализации была создана специализированная международная организация – Программа развития ООН (ПРООН). В «Докладе о мировой социальной ситуации», подготовленной ПРООН в 1982 году была представлена система показателей качества жизни.
В данной системе показатели группировалась по следующим разделам: условия жизни и чаяния людей в обостряющейся обстановке (семья, занятость), изменение в составных элементах благосостояния (здравоохранение, условия труда), устранение препятствий на пути к социальному прогрессу (наука и техника).
На этой основе было сформировано понятие «человеческий потенциал», на базе которого ПРООН с 1990 г. рассчитывает и публикует Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для сравнения уровня жизни разных стран и регионов и формируемый на основе индексов ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода. С 1995 г. выходят ежегодные доклады ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
Еще одним подразделением ООН, занимающимся качеством жизни, является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), проект которой, посвященный качеству жизни стартовал в 1991 г.6 В трактовке ВОЗ, качество жизни понимается как «восприятие индивидуумами своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей той среды, в которой они живут, в неразрывной связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами». Ориентируясь на это понимание, ВОЗ разрабатывает систему инструментов оценки качества жизни, ориентированных, в первую очередь на вопросы здоровья и здравоохранения.
Свои подходы к стандартизации показателей качества жизни, были предприняты Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предложившей систему из 33 показателей по 15 ключевым сферам социальной жизни. Она включает в себя следующие блоки: продолжительность жизни (ожидаемая продолжительность жизни), образование (уровень грамотности), доход (распределение дохода), жилищные условия, недостатки среды (воздушное загрязнение), здоровье, занятость (уровень безработицы) и др.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ