Курсовая работа по культурологии

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 24 готовых работ

Культурология — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Буддизм и индуизм в Индии: особенности взаимоотношений.
  • Начальные усилия по осмыслению окружающего мира человеком как живое и неживое, космоса, самого себя, относятся ко 2-ому тысячелетию до нашей эры, когда человек в эволюционном процессе начал выделять себя из среды. Он начал определять природу как источник своего обитания. По причине того, что человек начал различать животный и растительный мир, комом как феномен, противостоящий ему в повседневности, у него стали развиваться интеллектуальные способности, которые дали ему возможность осмыслять действительность и придавать ей предметное значение. Далее, человек предпринимает попытки теоретического осмысления окружающего мира, выдвигает различного вида предположения, касательно происхождения, роли окружающего мира.
    Что касается терминологических особенностей, само понятие восточной философии образовалось в результате противопоставления западными мыслителями своих философских мировоззрений восточным, поэтому сам термин условен и появляется как результат культурной самоидентификации. Это понятие не отражает всех тех уникальных идей, которые появились в результате кристаллизации знаний к востоку от Древней Греции в разнообразных культурных, социальных и политических условиях. Философское мышление зарождается в эпоху смены родовых отношений появлением первой государственности. Фрагментарно философское мышление представлено Древним Египтом, древним Вавилоном. Самая древняя философия возникла в Индии и Китае, что будет нами рассмотрено в данной работе. Целью данной работы является характеристика философии Древнего Востока. В связи с этим ставятся следующие задачи:Раскрыть проблему специфики философии Древнего Востока;Ознакомится с философией Древней Индии; с индуизмом, буддизмом и джайнизмом.

    Философия Востока занимается исследованием практики, человеческой жизнедеятельностью. Ее интересуют – человеческое сознание, нравственность, правила поведения. Западная философия более абстрактна. Она обращается к человеку, исследуя принципы бытия и познания в общем. Характерная черта развития философии Востока – ее тесное взаимодействие с религиозными истоками – с брахманизмом, индуизмом, конфуцианством. Философия Запада пересекается с научными истоками, зачастую заимствуя у науки ее методологию. Западная философия в каком-то отношении более отделена от религиозной мысли. Философии Запада, присуще логическое познание, начиная с Аристотеля, конечно, это и чувственное и рациональное познание. Восточной философии, менее присуще исследование логико-гносеологических проблем. Тем не менее, нельзя сказать, что на Востоке не занимались разработкой проблематики подобного рода. Например, в восточной философии проблемой логики занималась индийская школа Ньяя.
    Этой школой обращалось внимание на важное значение умозрения для решения проблем философии. В отличие от философии Запада философия Востока, менее проблемно дифференцирована. Западная философия занимается такими темами как натурфилософия, онтология, гносеология, методология, эстетика, логика, этика, политика, право. Нельзя сказать, что философия Востока не занимается совсем, вышеперечисленной тематикой. Но для нее менее характерна та наукообразность, которая присуща западной философии.Касательно социальной проблематики, то для восточной философии эта тема занимает важное место. Это проблематика понимания человека как родового существа, вселенского человека от которого отсчитывается человеческое время: прошлое, настоящее, будущее. Восточная философия занималась исследованием этической проблематики, исследованием ценностей, а также касалась вопросов политических проблем. Свое формирование философское мышление начинает с первой половины второго тысячелетия в трех местах в одно время Греция, Индия и Китай.

    На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зарождалась философия.При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму.
    Она была частью жизни и передавалась от учителя к ученику. Индийская философская мысль характеризуется многообразием школ. Школы делятся в своем основании на ортодоксальные и неортодоксальные в зависимости от отношения к ведическим текстам. К ортодоксальным школам относят: веданту, санкхью, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относят: джайнизм, буддизм, чарвака – локаята.Исходной мировоззренческой основой для развития философии в Индии был ведический брахманизм, на основе которого стал развиваться индуизм. В индуизме вызревают и начинают наполняться содержанием понятия (карма, дхарма, мокша, сансара, Брахман, Атман), ставшие впоследствии основными философскими категориями. В индийской среде учение о перевоплощении достаточно сильно укоренено в культурном сознании. Первичная реальность души, а также ее вечность и обособленность признается в джайнизме, вишнуизме, ньяя, вайшешика, пурва-миманса и других школах

  • 2 Тема Востока в русской классической музыке
  • В данной статье рассмотрена тема Востока в развитии русского и китайского национального характера в 20-21 веках. Дана общая оценка музыки и развития русского и китайского национального характера в мире музыки. В статье описано влияние темы Востока на развитии русского и китайского национального характера, создание неповторимой атмосферы и колорита в общение и просвещение людей посредством этой музыки. Ключевые слова: развитие, иероглифы, традиционная музыка.Abstract: This article discusses the theme of the East in the development of the Russian and Chinese national character in the 20-21 centuries. The overall assessment of music and the development of the Russian and Chinese national character in the world of music is given. The article describes the influence of the theme of the East on the development of the Russian and Chinese national character, the creation of a unique atmosphere and color in communication and education of people through this music.Keywords: development, hieroglyphs, traditional music
    .Исторически сложившийся набор устойчивых психологических характеристик, привычное поведение и образ жизни людей, их отношение к работе, другим нациям и их культуре определяет понятие национального характера. Развитие русского и китайского национального характера является центром национального самосознания людей, и оно проходило и проходит этапы развития идеологии, поведения, культуры в различных направлениях.

    Тема Востока в развитии русского и китайского национального характера в 20-21 веках в музыке создает и вносит неповторимую атмосферу и колорит в общении и просвещении людей. «Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках», - писал И.С. Тургенев [В. Росин Статья Заметки о музыке https://www.proza.ru/2016/02/03/2585, 2016. Свидетельство о публикации №216020302585, 3, с 1]. Музыка уравновешивает внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Согласно древней китайской философии, музыка –0 дар Неба, она основывает свои принципы на законах развития Вселенной и обладает огромной силой воздействия на людей. С начала ХХ века, особенно после Второй мировой войны, был достигнут прогресс в понимании восточной музыки. Для Востока, таких стран, как Китай, Индия, Япония и другие азиатские страны, характерны стабильность, традиционализм и неприкосновенность. При формировании качеств национального характера большое влияние оказывают воспитание, культурные и политические институты.
    Из всех стран Востока Китай является старейшим и оказал большое влияние на культуру соседних стран. История Китая насчитывает уже более четырех с половиной тысячелетий. Поэтому в Китае, государстве, где китайцы называют себя Чжунго или Тянься (Небесная земля), исторически определены и существуют более ранние признаки музыкальной культуры, чем в других странах региона [Арзамасов Ф.А. О некоторых особенностях многоголосия в китайской народной музыке. / Ф.А. Арзамасов. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014, с. 37].Смысл понятия «музыка» в древнем Китае соответствовал современному значению этого слова - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Иероглифы, обозначающие «музыкальные звуки», «звуки музыки» и термин «музыка» состояли из одного и того же иероглифа. В музыкальной философии древнего Китая было ясное представление, где музыкальные звуки должны быть антонимами понятия «шум» и иметь такую достаточную и определенную высоту

    Комплексный анализ творчества позволяет сделать предварительные выводы о достаточно самостоятельной социокультурной дальневосточной прослойке в культуре восточных народов.В каждой стране, в каждой культуре есть своя интонация в музыке. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Таким образом, мы пришли к следующим выводам:1.Музыка основывает свои принципы на законах развития Вселенной и обладает огромной силой воздействия на людей. 2.При формировании качеств национального характера большое влияние оказывают воспитание, а также культурные и политические институты в той или иной стране.3.В ХХ веке в российском музыкознании были достигнуты серьёзные успехи в изучении китайского менталитета. 4.Китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты - ведение мелодии в унисон, деление всей музыки на два стиля – северный и южный, преобладание созерцательных настроений над изображением действия и неразрывное единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и танцем, связь вокальной музыки с фонетикой родного языка.5.Китайская традиционная музыка имеет глубокий смысл, в отличие от эмоционального содержания, присущего европейской музыке.
    И китайская музыка прочно переплетаясь с поэзией, формирует песни-баллады, рассказы, превращаясь в современные театр и оперу и отражая единство поэзии, мелодики и особенностей фонетики народной речи.6.Развитие русского и китайского национального характера в 20-21 веках приходило в разных условиях однако к теме Востока в музыке относились с уважением, восхищались музыкой и культурой Востока, понимая, что творчество и восточные мотивы, обогащают не только музыку, но и всю культуру.7.Каждая страна, каждая культура имеет свои характерные интонации и национальный характер музыкальной культуры

  • 3 Русская культура 18 века
  • Культура - важнейшая область общественной жизни, которая включает в себя духовно-творческий потенциал общества определённой исторической эпохи. В современном мире большую роль в развитии и воспитании общества играет познавательно-нравственная функция культуры. Любой гражданин интересуется прошлым своей страны, своего народа. Для того чтобы познать прошлое, мы обращаемся к культурному наследию, культуре своего Отечества.Слово «культура» латинского происхождения, означает «возделывание, обработка, улучшение», первоначально было связано с земледельческими работами. Постепенно начинает приобретать новое звучание. Появляется как самостоятельное понятие в эпоху Просвещения (XVIII век). А в русском языке входит в обиход в середине 30-х годов XIX века. Однозначного, универсального понятия «культуры» до сих пор не существует.
    Если заглянем в различные словари, увидим более 500 значений слова «культура». Впервые понятие "культура" встречается в книге английского историка Б. Тэйлора "Первобытная культура", изданной в 1871 году. Прежде всего культура - совокупность результатов деятельности человечества, накопленных в ходе его исторического события1.Культура является результатом творческой деятельности человека. Создавая культуру, человек создаёт и самого себя. Культура — это та сфера творческой деятельности человека, в которой человек может себя выразить. По уровню развития культуры определяют и развитие самого государства, народа.Принято различать три вида культуры. Материальная культура — воплощение потребностей человека в материальных предметах и организация производства таких предметов (создание иголки, автомобиля). Культура духовная связана с внутренним миром человека, с его мыслями, эмоциями, переживаниями. Социальная культура необходима для определения принципов существования общества, взаимоотношений людей.

    Условно историю XVIII века можно разделить на три периода: эпоха Петра I Великого (до 1725 года), эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 г.г.) и эпоха Екатерины II Великой (1762-1796 г.г.).Эпоха правления Петра I (1682-1725 г.г) — переломный момент в истории России. Реформы затронули все сферы жизни общества и определили перспективы её развития по пути великой державы3. В годы правления Петра Великого государству отводилась доминрующая роль. «Был совершён резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантелизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства»4.
    Все реформы Петра I были направлены на централизацию власти. Им были организованы успешные походы в турецкие земли, но Пётр потерпел поражение в сражениях с Турцией. Затем последовало неудачное начало Северной войны со Швецией, что заставило Петра изменить существующие порядки в армии и провести её реорганизацию в короткие сроки. Пётр совершил и «Великое посольство» в страны Западной Европы, изучил там корабельное дела, познакомился с культурой европейских стран, что также подтолкнуло к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную для той эпохи европейскую державу. Царь приказал расформировать регулярную армию стрельцов и создать наёмные войска. А так как не было своих специалистов офицерского состава, он приглашает их из европейских стран. Кроме специалистов в военном и морском деле Пётр I «выписывает» и зарубежных учёных, которые создают «норманскую» теорию возникновения Русского государства, участвуют в управлении страной. Царь также вводит новое летоисчесление, новую моду на европейский манер, приказывает сбрить бороды и одеть узкие кафтаны. В 1700 году начинается Северна война,

    Русское искусство XVIII века за несколько десятилетий превратилось из религиозного в светское. Оно освоило новые жанры и открыло совершенно новые для себя темы. Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII веке одновременно или с разрывом всего в несколько лет.XVIII век был в истории русского искусства периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII века учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.Испытывавшая влияние Запада, творчески осваивавшая опыт западных мастеров, культура XVIII века была тесно связана с русскими национальными традициями.
    Защита национальных основ входит существенным элементом в идеологию русского освободительного движения и революционного просветительства. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство испытывало влияние разных европейских стилей, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновленном виде – с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью

  • 4 Скифы
  • 5 Культура Южной Кореи
  • 6 Египетские храмы нового царства
  • 7 придворный этикет в культуре русского дворянства 18 века