культурно-речевой и исторический комментарий повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Цели и задачи

цель нашего исследования: на основе существующих теоретических знаний по анализу литературного произведения выявить культурно – речевые и исторические изменения, отраженные в повести «Капитанская дочка».

Введение и актуальность


Но сближение языка с народным, это не просто обработка и запись текста, Пушкин пишет: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же, как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному... Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно языком разговорным — значит не знать языка» [6, с. 77].
Необходимо отметить, что в борьбе за народность языка, Пушкин боролся как против карамзинского «нового слога», так и против «славянщизны» Шишкова и его сторонников.
В 1823 г. в письме к П. А. Вяземскому: «Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота более ему пристали» - пишет поэт, тем самым он отвергает пристрастие дворянства к французомании и салонному общению. Он иронизирует в этом направлении, хотя сам владел в совершенстве французским языком и даже писал на нем некоторые произведения еще лицейского периода.[6]
П. Д. Филкова пишет о том, что пушкинский принцип народности смыкается и перекрещивается с другим важнейшим принципом поэта в области литературного языка – принципом историзма [6, с. 106]. Это действительно так. Этот же принцип историзма отмечает и Виноградов В.В. в своей работе «История слова».
Консервативная концепция Шишкова, который считал, что не существовало различий между церковно-славянским и литературным русским языком, а были только два разных «слога» - «высокий» и «простонародный» не принимается Пушкиным.

Заключение и вывод


Актуальность исследования творчества Пушкина не теряет своего смысла и на сегодняшний день. Наша работа посвящена анализу повести «Капитанская дочка» в историко - культурном и речевом аспектах.
Мы рассматривали эти вопросы, опираясь на уже имеющуюся теоретическую базу в области анализа произведений. В процессе исследования было определено, что повесть «Капитанская дочка» отражает действительность исторической эпохи 18 века, о событиях которой ведется повествование.
Язык художественного произведения представлен лексикой разной стилистической окраски. Так, в повести, автор использует церковно-славянские элементы, западноевропейскую заимствованную лексику и просторечные народные элементы.
Анализ лексического состава позволил нам выявить особенности повествования. Прежде всего, отметим присутствие в речи героев народного слоя лексики соответствующего состава. Характерно использование сниженной просторечной лексики. Повесть не перегружена недоступной лексикой, так как большинство слов доступны для понимания современному читателю. Широко представлен пласт военизированной лексики, которая способствует передаче с достоверностью колорита рассматриваемой эпохи. Заимствования в тексте тесно переплетены с исторической, церковнославянской лексикой, что в полной мере отражает языковую ситуацию 18 века. Используя иноязычные вкрапления, автор дает комментарий, поясняющий значение слова.
Стиль, манера письма представляют в полной мере отношение Пушкина к русскому языку, а в частности к написанию исторического романа, лексика которого представляет историческую действительность.
Это авторский стиль, посредством которого Пушкин решает проблему исторического повествования в историческом романе.
Большой пласт историзмов и архаизмов в повести широко используется в речи героев, представленных в мемуарных записках. Общий исторический стиль произведения создается через употребление архаизмов в повести, которые функционируют наравне и церковнославянизмами, отражающими высокий стиль 18века.
Так, в языке произведения отражено взаимодействие языковых пластов лексики, являющихся изображением колорита исторической эпохи в повести «Капитанская дочка».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ