Культурно-географический образ Европы

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать культурно-географический образ территорий Франции и Испании.

Введение и актуальность


Исследование динамики образа страны должно связываться и с непосредственной локализацией образа в рамках той или иной образно-географической типологии. Вполне очевидно, что образы таких «великих стран американского барокко», как Мексика и Бразилия, локализуются в пределах образно-географической типологии, оперирующей двумя наиболее важными типами - "ядерными" образами стран, принадлежащих центру какой-либо мощной цивилизации, проецирующей свои образы вовне, и пограничными образами стран, формирующимися в неустойчивых, «фронтирных» зонах межкультурного и межцивилизационного взаимодействия (Мексика и Бразилия пока ближе ко второму типу). Однако сами эти образно-географические типологии могут носить динамический характер, проявляющийся как в «миграциях» образов отдельных стран от одного типа к другому, так и в трансформациях основных выделяемых типов географических образов. За пределами конкретных образно-географических типологий динамика и структура образа страны в большой степени может зависеть от мощных макрогеокультурных образов, лежащих в основе целого образно-географического «кластера», своего рода образов-архетипов. Подобные образы-архетипы активно используются в рамках такого художественного течения, как геопоэтика, интенсивно развиваемого современным шотландским писателем К. Уайтом и его последователями. Так, осмысление Уайтом образа Шотландии привело его к осмыслению «ядерного» образа-архетипа «белого пространства», или «белого мира», связанного с древним названием этой страны - Альба. Ассоциативное расширение ввело образ Шотландии сразу в несколько образно-географических систем: в ментальную географию древней кельтской культуры, трактовавшей понятие «белый мир» как пространство наивысшего напряжения; в глобальные координаты экзистенциальной географии, понимающей «белый мир» как возможность нового, более свободного осмысления любой территории; и, наконец, в рамки личной ментальной географии автора, ассоциирующего обобщенный образ Шотландии с конкретными ландшафтами, где ему довелось жить (своего рода трансгрессия и «сгущение» образа страны). В конечном счете выявление образов-архетипов при изучении образа какой-либо страны предстает эффективным средством его «когнитивной экспансии», интенсивного уплотнения и наращивания его общекультурной «корневой системы». Проанализированные в первом приближении особенности и закономерности структуры и динамики образа страны позволяют говорить о возможности создания достаточно эффективных методик содержательного «насыщения» образа какой-либо страны. Подобные методики должны представлять большую научную ценность, как с точки зрения развития общей теории и концепции географических образов, так и с точки зрения расширения методологического поля традиционного географического страноведения.

Заключение и вывод

Формирование географических образов зависит от самих создателей образов. Географический образ в сознании человека отождествляется с географической реальностью. Восприятие реальности каждого человека формирует свои определенные наиболее яркие представления, которые преобразовываются в знаки, символы. Образ страны возникает в сознании человека на основе его личного восприятия (особую роль играют эмоциональные моменты и личное отношение человека к этой территории) и знаний, а также складывается на основе передачи «сообщений» других людей. Возникновение образа в сознании людей опирается на факторы различного происхождения. Такие факторы определяются потенциалом природных ресурсов, геополитическим положением страны, формой государственного устройства и ее культурно-историческим наследием. Каждая страна имеет «ключевую идею», направленную на обеспечение стабильности страны, для которой имеет значение политическая идентичность граждан, их лояльность своему государству. Ключевые государственные идеи воплощаются в символах, образах, с помощью которых в гражданах культивируются чувства национальной общности и самоидентификации с государством, и таким образом страна идентифицирует, самоопределяет себя в мире. Образ - это пересечение интересов географии и искусства. Россия имеет богатое культурное наследие, которое играет важную роль в восприятии образа страны. Культурное богатство (архитектура, живопись, музыка и др.). России является одним из значимых факторов, влияющих на формирование образа нашей страны в сознании иностранцев. Восприятие образа России жителями нашей страны отличается от образа, формирующегося в сознании людей, живущих в других странах. Это объясняется тем, что у россиян больше характеристик, на которые они ориентируются, воспринимая образ страны. Это непосредственное взаимодействие с российской действительностью, проживание на территории России. Интерпретация образов дает возможность определить доминирующие символы, а, следовательно, выявить наиболее значимые факторы в сознании людей, влияющие на восприятие образа Дальневосточного района, который является частью культурно-географического образа России. Традиционная география опирается на ряд исходных положений, сформированных в течение тысячелетий. Одно из них - доминирование в географических исследованиях и в демонстрации их результатов визуальных методов, которые претерпели значительные изменения, но продолжают оставаться одним из основных способов исследования в географии. В результате пересечения и взаимодействия различных географических и парагеографических понятий в процессе целенаправленного человеческого мышления формируется географический образ. К парагеографическим понятиям Д.Н. Замятин относит культурологические, историософские, политологические, экономические и другие понятия, включающие в себя пространственно-генные компоненты. Вновь созданный географический образ является модификацией уже известных географических знаний и в то же время дает новое географическое знание, которое в определенных целях иначе преобразует географическое пространство. Создание географических образов связано с процессами трансформации определенных географических представлений. 
В общем смысле географический образ - это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и т.д.). Географические образы способны принимать различные формы в зависимости от целей и задач, условий их образования и от самих создателей образов. Идеальный или максимально эффективный географический образ тождествен географической реальности. Происходит постоянная трансформация как самих географических образов, так и их определенных сочетаний (или систем) в связи с изменениями целей определенной человеческой деятельности и условий возникновения этих образов. 
Образ государства в общественном сознании необходим для успешного продвижения и реализации национальных интересов. Национальные интересы представляют собой мотивированные и конкретизированные цели внешней и внутренней политики государства, вытекающие из национальной государственной идеи. Национальная государственная идея представляет собой систему ценностных выборов, вектор направленности и цивилизационных ориентиров государства, отвечающих менталитету народа. 
Образ государства опосредованно отражает базовые национальные ценности и устремления государства по их утверждению. На образ страны оказывают воздействие различные факторы. Каждое современное государство имеет свои образы-символы, на основе которых формируются представления о стране. Они формируются в результате неоднократного эмоционального и смыслового акцентирования сознания человека на тех или иных культурных, экономических, природных, политических и других аспектах, несущих информацию о наиболее ярких чертах той или иной территории. Такие черты формируют в сознании людей стереотипы и символы, определяющие образ района или целой страны. Одним из символов государственности является герб, который несет в себе не только свидетельства суверенитета страны, а может отражать экономическое, культурное, историческое развитие государства, его природные богатства, географическое положение. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ