Культура педагогического общения | Пример курсовой работы

Культура педагогического общения

Целью исследования является: изучение культуры педагогического общения.

Общение направлено именно на установление психического контакта между людьми, его целью является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания между ними, влияние на мнения, знания, чувства, отношения и другие проявления направленности самой личности; средством являются – разные формы самовыражения.

1.2 Особенности педагогического общения

Социально-ценностная ориентация образовательного процесса способствует достижения цели формирования, становления и развития позитивного отношения учащихся к миру (представления человека об окружающей социальной действительности, которое на разных возрастных этапах будет меняться), гармоничного отношения с миром (реализация себя в процессе жизнедеятельности, стиль жизни человека), а также отношения к самому себе (обобщённое представление о самом себе – «образ Я», изменяющийся с возрастом, система частных самооценок) и отношения с самим собой (определённый уровень самоуважения, мера принятия самого себя в данный момент времени). Это становится возможным при создании взаимодействия педагога и учащихся на основе гуманистического подхода, понимания общения как построение отношений с миром, в мире, в самом себе и с окружающими тебя людьми [13].
Педагогическое общение несет в себе огромный воспитательный потенциал. Зависимость результатов предметной познавательной и практической деятельности учащихся от того, как протекает, как организовано педагогическое общение. В свою очередь, ход и результаты этой деятельности постоянно и неотвратимо воздействуют на многие характеристики коммуникативной деятельности людей.
Одной из важнейших составляющих общей культуры педагога является культура общения. Ее основой, прежде всего, является гуманное отношение к детям. Нормами культуры общения педагога выступают доброжелательность, доверие, вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Непременный атрибут культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков.
Культура общения является социально значимым показателем способностей учителя и представляет собой умения осуществлять взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей и чувств в процессе решения поставленных педагогической деятельностью разнообразных задач [12].
Общение в образовательном процессе выполняет несколько функций. В их реализации, конечно ведущая роль отводится учителю, воспитателю. В переводе с латинского языка понятие «function» означает исполнение. Согласно «Словарю иностранных слов» одним из значений функции является назначение, роль, круг деятельности.
Основными функциями педагогического общения являются:
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно предложить следующую дефиницию понятия педагогическое общение: Педагогическое общение – это система взаимодействия воспитанников и педагога, содержание, средства и методы которого способствуют взаимному познанию личностей, обмену информацией, а так же оказанию воспитательного воздействия.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные компоненты педагогического общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.
В процессе взаимодействия педагога и воспитанников формируются взаимоотношения, возникают взаимопонимание и взаимопознание. Отношения, сложившиеся, в свою очередь – благополучные или неблагополучные – сказываются на личностных образованиях воспитанников, их творческой активности, самостоятельности, эмоциональном восприятии действительности, нравственных ориентациях.
Педагог важен в процессе обучения детей, и его нельзя заменить телевидением либо книгой. Для налаживания взаимоотношений между детьми и учителем можно использовать проектные задания, где должна быть создана благоприятная атмосфера и включена заинтересованность учеников. Детей необходимо поощрять за высказанную точку зрения, и за умение слышат других. Учитель может расположить ребенка на хорошее поведение и эмоциональный настрой в учебе. Раскрыть возможности общения у учеников, можно с помощью выполнения заданий в группах либо попарно, это позволит им стать раскованными, а также создастся стимул к творчеству.
Учитель имеет большое влияние на школьника, на развитие его личности, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Целью исследования является: изучение культуры педагогического общения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!