«Кружковые занятия как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования - разработать и апробировать программу кружка с целью по формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математики.

Введение и актуальность


Сформированность познавательных УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от начального образования и успешности его обучения в основной школе. Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ.
Показатели сформированности познавательных универсальных УУД:
логические операции;
определение количества слов в предложении;
учет позиции собеседника;
умение договариваться, аргументировать;
взаимный контроль, взаимопроверка.

1.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами кружковых занятий в процессе обучения математики


Математика, как учебный предмет, способствует формированию познавательных УУД особенно в рамках применения кружковых занятий. В процессе реализации кружковых занятий ребенок работает с определенными заданиями, упражнениями, которые формируют у ребенка способность к применению логических действий, установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению и т.д. [29].
Процесса формирования УУД средствами кружковых занятий в процессе обучения математики включает следующие виды технологий:
- проблемное обучение – данная технология представляет собой организацию урока таким образом, что учитель становится не главным субъектом учебного процесса, а выступает в роли его организатора [18].
Под руководством педагога происходит применение проблемных ситуаций, разрешение которых зависит от деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения кардинально меняет традиционную систему разработки урока, поскольку меняется роль педагога и учащихся в системе обучения.
Необходимо выделить наиболее распространенные приемы, применяющиеся в рамках проблемного обучения:
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
- задания, для выполнения которых недостает знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Наибольшую популярность имеет метод проблемного изложения. Учащиеся должны высказать свою точку зрения относительно представленной темы, найти решения проблемы;
- педагогика сотрудничества – в процессе работы формируется взаимное сотрудничество между педагогом и учащимися, при этом в процессе работы отмечается обязательное нахождение взаимопонимания, проникновение духовного сотрудничества [27].
В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности, поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим;
- дифференцированный и индивидуальный подход – представленная технология представляет собой взаимосвязь индивидуального подхода, который ориентирован на особенности каждого ребенка, уровень знаний, специфику познавательного и личностного развития, и дифференцированного, который непосредственно связан с работой в группе, где также выделяются индивидуальные возможности каждого ребенка.
Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [28];
- информационно-коммуникационные технологии занимают одну из ведущих позиций в системе кружково занятия. Применение ИКТ в рамках образовательного процесса способствует подкреплению необходимого теоретического и практического материал, что в большей степени формирует у детей склонность к дальнейшему обучению [31].
Благодаря ИКТ учащиеся легче воспринимают информацию, формулируют свои мысли. Также учащиеся в процессе изучения темы могут свободно создавать презентации на определенные темы, что включает в себя развитие самостоятельности в контексте образовательного процесса;
- компетентно – ориентированное обучение – это метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [3].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом, в процессе реализации кружкового занятия в процессе обучения математики учащиеся получают возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений.
Итак, комплексное использование различных технологий в рамках реализации кружковых занятий процессе обучения математики при формировании УУД на уроках математики способствует тому, что у детей происходит становление способности к самоопределению, смыслообразованию, при этом происходит интенсивная трансформация познавательного и личностного развития.
Отдельное внимание уделяется тому, что происходит становление у детей активной познавательной позиции, что ускоряет процесс становления познавательных УУД.

Заключение и вывод


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что формирование УУД в системе современного образования имеет очень важное значение в силу того, что они направлены на всестороннее развитие личности учащихся с целью формирования конкурентно способной личности в рамках дальнейшего процесса адаптации и социализации.
Выделяются следующие виды УУД:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Отдельное внимание уделяется развитию познавательных УУД у детей младшего школьного возраста в силу того, именно данный вид УУД способствует становлению и развитию у детей «умения учиться». Именно поэтому важно прибегать к применению инновационных средств работы, среди которых выделяются кружковые занятия.
Кружковые занятия способствуют формированию познавательных УУД на уроках математики осуществляется посредством использования следующих технологий, а именно:
- проблемное обучение;
- педагогика сотрудничества;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- информационно-коммуникационные технологии;
- компетентно – ориентированное обучение.
Во второй части нашего исследования описана разработанная нами и проведенная экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований, мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование уровня сформированности познавательных УУД младших школьников при помощи следующих методик:
Методика Тест Липпмана «Логические закономерности».
Цель – определение уровня развития логического мышления.
Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной).
Цель – определение уровня умения определять тип задач.
На данном этапе исследования мы определили следующее:
основная часть детей младшего школьного возраста имеют низкий показатель сформированности логического мышления – 40%. Такие дети в процессе работы совершают от 2 до 3 ошибок, при этом время выполнения задание колеблется от 5 до 9 минут;
55% детей младшего школьного возраста имеют средний уровень умения определять тип задач – по итогу выполненной работы оказывается правильно подобрано от 4 до 6 схем.
На формирующем этапе нами были разработаны занятия кружковой работы, которые возможно применять в процессе обучения математики в начальной школе.
Основной целью кружка является - стимулировать развитие познавательных УУД младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения в контексте реализации кружковых занятий.
На контрольном этапе работы была реализована повторная диагностика, позволившая определить, что появились дети с очень высоким уровнем логического мышления – 30%, что свидетельствует о повышении показателей развития детей. Значительно увеличилось число детей младшего школьного возраста с высоким показателем с 10% до 40%.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цель и задачи исследования были достигнуты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ