Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления. | Пример курсовой работы

Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления.

Целью данной работы является изучение механизма антикоррупционной политики в РФ.

В последнее время во многих странах мира стала активно применяться антикоррупционная экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов. Данная законотворческая экспертиза, по существу, является разновидностью правовой экспертизы и проводится юристами. Она основана на идее о том, что главной причиной коррупции являются неограниченные дискреционные полномочия государственных органов и их должностных лиц. Выявляемые в процессе проведения этой экспертизы на основе формально-сопоставительного анализа коррупциогенные факторы носят преимущественно логико-лингвистический и системно-правовой характер.
В научной литературе эту экспертизу предлагается называть антикоррупционной юридико-лингвистической экспертизой нормативных правовых актов и их проектов, что более точно соответствует сущности данной экспертизы.
В официальных методиках проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, коррупциогенные факторы разделены на три группы:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
К сожалению, в данных методиках отсутствует группа коррупциогенных факторов экономического характера. Как справедливо отмечается в литературе, современные официальные методики антикоррупционной экспертизы законопроектов основаны на позитивистской парадигме правопонимания и, соответственно, сконцентрированы на анализе формально-юридической стороны проектов нормативных актов, не учитывают многообразия коррупциогенных факторов и не позволяют давать прогнозов эффективности проектов нормативных актов.
В отличие от официально утвержденных перечней коррупциогенных факторов, в научной литературе предложены более полные и подробные перечни данных факторов. Так, в перечне, подготовленном Э.В. Талапиной, значится большее число коррупциогенных факторов, среди которых есть и два фактора экономического характера: нарушение баланса интересов; отсутствие конкурсных (аукционных) процедур.
На наш взгляд, есть все основания для выделения экономической антикоррупционной экспертизы законопроектов в качестве самостоятельного вида экономической экспертизы в законотворчестве.
Отметим в постановочном плане следующие аргументы в пользу такого вывода.
Во-первых, целью рассматриваемой законотворческой экспертизы является диагностика в проектах законов коррупциогенных факторов экономического характера. Как представляется, под последними следует понимать положения проектов законов, нарушающих баланс общественных и частных экономических интересов в регулировании определенных экономических отношений и способствующих необоснованной реализации отдельными субъектами экономической деятельности материальных, социальных и административных преференций. Не претендуя на полноту анализа и его бесспорность, предлагаем отнести к числу законотворческих коррупциогенных факторов экономического характера следующие возможные негативные свойства (дефекты или недостатки) законопроектов:
1) отсутствие конкурсного или аукционного способов доступа к ресурсам;
2) нарушение баланса прав и обязанностей субъектов экономических отношений;
3) создание необоснованных привилегий или ограничений для отдельных субъектов экономических отношений;
4) наделение хозяйствующего субъекта государственными (публичными) функциями (например, ГК «Росатом»);
5) наделение одного и того же органа (организации) полномочием принятия правил выполнения определенной функции и полномочием осуществления данной функции;
6) наделение одного и того же органа (организации) полномочием осуществления определенной функции и полномочием контроля за осуществлением данной функции;
7) подмена государственного нормативного регулирования экономической деятельности индивидуальным регулированием.
Во-вторых, предметом рассматриваемой экспертизы является оценка качества выражения в законопроекте баланса общественных и частных экономических интересов различных акторов как потенциальных субъектов проектируемых экономических и правовых отношений в реализации ими определенных материальных и социальных преференций.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и признаками коррупции в макроэкономике, исследованы виды и формы проявления коррупции, а также выявлена специфика антикоррупционной экспертизы, как средства противодействия коррупции.
В завершении работы подведем итог и сделаем выводы:
Под коррупцией следует понимать подкуп должностных лиц, их продажность, что находит свое отражение в уголовно-правовом понятии взяточничества. На сегодняшний день принято выделять достаточно большое количество критериев разделения коррупции по видам. Основными групповыми признаками видовой классификации можно назвать:
1.Субъект коррупции, который злоупотребляет служебным положением,
2.Субъект коррупции, выступающий инициатором коррупционных отношений,
3.Субъект коррупции, который является взяткодателем.
Принято выделять три группы причин возникновения коррупции:
1.Экономические факторы;
2.Социальные факторы;
3.Правовые факторы.
К первой категории факторов принято относить мировую финансовую нестабильность, кризис перепроизводства, инфляцию и т.д.
Ко второй категории проблем относят уровень жизни населения, безработицу и т.д.
К третьей группе факторов принято относить федеральные законы, нормативно правовые акты и т.д.
Все виды коррупции условно подразделены на три вида:
1.Деловая коррупция;
2.Бытовая коррупция;
3.Коррупция верховной власти.
Ученые выделяют следующие формы коррупции:
1.Давление;
2.Убеждение;
3.Взятка и т.д.
Если рассматривать коррупцию в системе государственного управления РФ, то можно заметить, что динамика коррупции начиная с 2012 по 2014 годы существенно снизилась, однако к концу 2016 года превысила все ранние показатели. Несмотря на существенное снижение числа зарегистрированных коррупционных преступлений, количество выявленных коррупционеров в целом растет: в 2017 г. — 16 661 лицо, в 2015 г. — 15 831, в 2013 г. — 16 167 лиц.
Национальным планом противодействия коррупции на 2017-2018гг. поставлена задача: достигнуть конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, разрабатывать антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции), решать основные задачи, сформированные в соответствии с основными направлениями
В настоящее время главной проблемой борьбы с коррупцией является утрата доверия населения к системе правоохранительных органов, так как граждане уверены, что правоохранительные органы защищают интересы недобросовестных представителей привилегированной части общества и это основная причина того, что уровень доверия к данным органам крайне низкий.
В настоящее время необходимы масштабные усилия на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.
В качестве мер предлагается:
1.Реализация политических, организационных, правовых, экономических и идеологических мер с целью увеличения эффективности государственного управления.
2. Создание государственного федерального уполномоченного органа, ответственного за формирование антикоррупционной политики, её координацию и мониторинг.
3. Ликвидация всех законодательных пробелов, способствующих коррупции.
4. Изменение правосознания населения путем нивелирования факторов, способствующих деформационным процессам.
5. Осуществление мониторинга результативности применения законодательных инициатив в области противодействия коррупции, а также введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциногенность. Предложенные меры будут способствовать противодействию коррупции и повышению эффективности борьбы с ней. У граждан России должны быть сформированы установки внутреннего неприятия коррупции как формы социального поведения в социуме.
В заключение отметим, что борьба с коррупцией должна начаться с перестройки личностных внутренних установок, выработки маркеров «правильного» правосознания. От социальной активности и ответственности каждого человека, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, экономически развитого государства, в котором будет минимизирована коррупция и продолжится поступательное движение развития демократического общества.
Целью данной работы является изучение механизма антикоррупционной политики в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!