Консьюмеризм в РФ и в зарубежных странах | Пример курсовой работы

Консьюмеризм в РФ и в зарубежных странах

Цель курсовой работы – рассмотреть и изложить сущность явления консьюмеризма в России и за рубежом.

По этому вопросу издано около 400 директив в Европейском Союзе. Особенно важное значение приобрели Директива № 92/59 / EЭC от 29 июня 1992 об общих принципах, касающихся безопасности продуктов, Директива № 85/374 / EEC от 25 июля 1985 об ответственности за некачественные продукты, несколько директив 1992: о допуске товаров в оборот, о рекламе, продажа и применение лекарств, Директива № 76/768 / EЭC от 27 июля 1976 относительно косметической продукции и Директива № 88/378 / EЭC от 3 мая 1988 о обеспечении безопасности детских игрушек.
С точки зрения правового обеспечения важное значение имеют Директива Совета от 5 апреля 1993 г, о несправедливых условиях в договорах с потребителями (93/13/ЕЭС)., и Директива 2006/114/EC Парламента и Совета от 12 декабря 2006 года (OJ L376 p.21) о вводящей в заблуждение и сравнительной рекламе. Согласно этим директивам к такой информации относятся:
– неточное утверждение или неправильное представление точных фактов о существенных свойствах товара, его состав, использование, влияния на здоровье и окружающую среду;
– некорректное сравнение товаров;
– сокрытие фактов несоответствия товаров требованиям правовых положений, обычаев;
– маркировка товаров товарными знаками, что вводят в заблуждение;
– реклама товаров, которых нет в распоряжении продавцов или имеющиеся в их распоряжении в недостаточном количестве или в недостаточном ассортименте.
Введением в заблуждение потребителя является не только сообщение каких-либо ложных сведений, но и замалчивание некоторых свойств товара.
Согласно утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюции государства – члены ООН обязались проводить активную политику защиты прав потребителей в соответствии с «Руководящими принципами». Каждая страна должна была определить свои первоочередные задачи в этой области, сообразуясь с конкретными, ей присущими экономическими и социальными условиями и запросами населения.
Организации, защищающие права потребителей, которые занимаются, прежде всего, изучением и анализом проблем, с которыми сталкиваются потребители страны. Для получения объективной информации от потребителей в большинстве государств проводятся социальные исследования потребителей, которые являются предметом для анализа и межгосударственного обмена. Например, в рамках «Consumer Interpol» европейские национальные союзы потребителей регулярно обмениваются такой информацией. В Великобритании, например, существует система выявления данных о бытовых несчастных случаях на базе информации больниц. Часто такие программы работают под патронатом определенных министерств и ведомств осуществляя обработку и обобщение информации и финансируются за счет бюджетных средств. Так, в Дании Национальное агентство по делам потребителей регулярно обобщает данные почти 80 местных организаций и групп, формируя на этой основе дальнейшей стратегии своей деятельности.
В США в структуру Комиссии по безопасности потребительских товаров входит директорат эпидемиологии, который обобщает информацию, полученную с помощью национальной электронной системы наблюдения за уровнем травматизма в стране и тому подобное.
В большинстве государств организации, защищающие права потребителей, строят свою работу, начиная с определения первоочередных проблем, требующих решения на государственном уровне, к таким проблемам относятся:
– несовершенство рыночного механизма из-за отсутствия или искажения информации о товарах и услугах;
– завышение цен и деятельность на рынке монопольных образований;
– осуществление социальных мероприятий справедливого распределения доходов, снижение уровня бедности, предоставление образовательных услуг, по охране здоровья, охраны окружающей среды и других.
В государствах с развитыми демократическими устоями, где у населения сформировался соответствующий менталитет, эффективно действуют в сфере защиты прав граждан наряду с государственными моделями, где генератором являются общественные организации. Примером таких государств могут служить Соединенные Штаты Америки, Канада, некоторые страны Западной Европы, в этих государствах достаточно эффективно функционируют:
– независимые некоммерческие организации, которые иногда субсидируются государством, но не являются подконтрольными ей: Ассоциация потребителей Великобритании, Союз потребителей США, Ассоциация потребителей Бельгии, Союз потребителей Голландии, Организация потребителей Финляндии и др.
– независимые некоммерческие организации, которые занимаются проблемами потребителей наравне с другими вопросами: Лига христианских женщин – работниц Бельгии, Женская консультативный совет Британской организации по стандартизации и др.;
– независимые некоммерческие обезличенные организации, защищающие права потребителей: Объединение союзов потребителей ФРГ, Национальная федерация групп потребителей Великобритании и др.
– учреждения, ориентированные на потребителей и получения прибыли (журнал «Good Housekeeping» в США и др.)
Рассмотрев опыт работы общественных организаций, которые занимаются защитой прав потребителей в развитых странах мира, можно констатировать, что в основном они занимаются информационно-просветительской деятельностью по обзору потребительского рынка и оказывают консультационные советы потребителям в этой сфере
Таким образом, в результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Консьюмеризм представляет собой систему отношений, возникающих в рамках организованного общественного движения, направленного на защиту интересов потребителей и повышение социальной ответственности производителей и продавцов товаров (услуг) перед покупателями и обществом в целом. Обеспечивая потребителям свободу выбора и выполняя защитную, информационную, просветительскую и регулирующую функции, консьюмеризм выступает тем механизмом в современном обществе, который способствует выравниванию рыночных позиций потребителя и продавца, двигателем деловой активности, фактором повышения жизненного уровня населения и приумножения социального капитала – мощного ресурса, основным свойством которого является степень доверия между членами общества.
2. Подытоживая исследование защиты прав потребителей в развитых странах мира, можно сделать следующие выводы:
– защита прав потребителей является неотъемлемой частью существования общества и является историческим и экономическим результатом производства товарной продукции, оказания услуг и выполнения работ на платной основе. Только при реализации товаров, работ и услуг существует потребитель;
– во всех государствах, где есть товарное производство и рыночные отношения, существует и будет существовать проблема отношений потребителя и производителя (продавца) – эти отношения являются основой консьюмеризма.
– государство как орган власти обязан уделять внимание вопросу защиты потребительских интересов своих граждан;
– в странах с развитыми рыночными отношениями под действием исторических, экономических и других факторов сформировались различные модели организации защиты прав потребителей, их условно можно разделить в зависимости от доминирования в системе защиты прав потребителей таких субъектов влияния, как органы государственной власти, органы местного самоуправления, и общественные организации: модель с государственным доминированием, модель с муниципальным доминированием и модель с доминированием общественных и других организаций;
– модели организации защиты прав потребителей являются условными и в практической жизни существуют в синтезированном виде.
– в связи с интеграционными процессами в мире и формированием транснациональной экономики возникает необходимость формировать международные постулаты защиты прав потребителей;
– в связи с расширением товарных рынков возрастает необходимость расширения защиты прав потребителей.
3. В свою очередь, анализ теоретических и методологических основ консьюмеризма позволяет сделать вывод о том, что:
1) потребление играет важную роль в системе общественного воспроизводства. Именно потребление населения представляет суть социально-ориентированной рыночной экономики, которая присуща большинству развитых стран;
2) эволюция процесса потребления приводит к существенным изменениям роли потребителя в экономике, обусловливает переход к примату интересов потребителя;
3) переход к интересам потребителей – закономерный процесс, который сопровождается реформированием экономики, права, социальной сферы;
4) консьюмеризм занимает важное место в проведении социально-экономических реформ.
В современном обществе деятельность консьюмеристських структур (прежде всего общественных организаций) является важным элементом приумножения социального капитала – мощного ресурса, что приводит к прогрессу общества.
4. В России консьюмеризм как движение, основанное на защите прав потребителей, стало формироваться позднее, чем в США и Западной Европе. На протяжении долгих лет в СССР преобладала государственная собственность, и поэтому система тотального государственного управления и контроля за производством и потреблением. По мере того, как в России развивались рыночные механизмы экономики, увеличение участия страны в международных экономических, информационных процессах, консьюмеризм начал формироваться и в России. На сегодняшний день в РФ основным законом в сфере консьюмеризма является Закон РФ «О защите прав потребителей». Благодаря ему отстаиваются права потребителей на качественные товары и качественное выполнение работ и услуг. Также данные права закреплены в Конституции РФ, кодексе РФ об административных правонарушениях и др.
Таким образом, анализ консьюмеризма как общественного явления, всестороннее осмысление его морально-этического аспекта позволит человеку пересмотреть принципы собственного бытия, сориентироваться в сложных реалиях современной жизни.
5. Эффективность работы органов системы защиты прав и интересов потребителей определяется в значительной степени отношением самих потребителей к их деятельности, а развитие консьюмеризма – степенью привлечения к потребительскому движению граждан, их активностью в отношении защиты своих прав и интересов, в свою очередь детерминируется доверием к институтам консьюмеризма.
Под совершенствованием системы защиты прав потребителей следует понимать систему практических мероприятий, средств, инструментов, рычагов, стимулов, которые используют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для совершенствования системы защиты прав граждан как потребителей от их нарушения со стороны хозяйствующих субъектов, а также повышение уровня правового сознания у граждан в этой сфере. Указанная система мер должна быть направлена на урегулирование отношений между продавцами и потребителями не только с точки зрения приобретения безопасной продукции, но и с точки зрения ожидаемого соотношения «цена-качество».
На наш взгляд, на современном этапе развития экономики государства следует не столько вкладывать средства в социальную поддержку, сколько обеспечивать возможности для развития системы независимой защиты прав потребителей, в том числе через формирование правового поля деятельности независимых организаций по защите прав потребителей. Это позволит не только повысить эффективность защиты прав потребителей, но и создаст предпосылки для уменьшения уровня коррупции в государственных органах власти. Кроме того, именно эффективная политика в части финансового регулирования цен и защиты прав потребителей обеспечит повышение качества социальной политики.
Цель курсовой работы – рассмотреть и изложить сущность явления консьюмеризма в России и за рубежом.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!