Курсовая работа по конституционному праву

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 212 готовых работ

Конституционное право — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Конституция РФ: сущность, назначение и роль в жизни общества
  • Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, обязательный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией публичной власти, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, формой правления и государственного устройства, выступает правовой моделью гражданского общества, существенным условием законности, правопорядка и социальной стабильности, баланса институтов власти. Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. В то же время любая конституция выходит за рамки государственной организации. Ее регулирующая роль касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культуру, отношения гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными организациями. Нормы конституции, как и права в целом, оказывают формирующее воздействие на государственно-политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственные сферы.Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной и муниципальной власти, обеспечиваются права и свободы личности. Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевания независимости, распада государства и образования нового государственного единства, изменения формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории государства и обогащает его новым содержанием. Таким образом, фактическая конституция, т.е. состояние общественных отношений на конкретном историческом этапе развития государства, обусловливает содержание и тенденции динамики юридической конституции.

    История становления и развития Конституции РФ
    2 декабря — День Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы. В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

    Конституция Российской Федерации в качестве регулятора общественных отношений представляет собой юридический документ, имеющий двойственную сущность. С одной стороны, она обладает свойством служить важнейшим инструментом преобразования государства и общества посредством установления программно-целевых ориентиров и реализации заложенного в ней потенциала. С другой стороны, Конституция Российской Федерации свидетельствует о достижении многонациональным народом Российской Федерации, как субъектом ее принятия, уровня правового развития, необходимого для осознания ценности демократических институтов.Указанные качества характеризуются высокой степенью взаимообусловленности, поскольку личностное (и общественное) восприятие программных установлений, с одной стороны, неизбежно обусловливается степенью фактической «материализации» их этапов, а с другой – непосредственным образом определяет эффективность реализации конституционных норм и потребность в реформировании конституционного текста.Основу эффективности Конституции Российской Федерации образуют единство и непротиворечивость всего массива конституционного законодательства, его способность обеспечить единообразие применения нормативных положений, регламентирующих конституционно значимые общественные отношения, а также своевременность принятия нормативных правовых актов, детализирующих положения Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, обладая всеми основными признаками закона, характеризуется существенной спецификой, обусловливающей ее особое и приоритетное положение в системе источников национального права. Эта специфика выражается в наличии следующих признаков: 1) многоаспектность правового воздействия (наличие норм, направленных на реализацию правовых, политических, идеологических, социальных и экономических задач государства и социума); 2) наличие особого объекта регулирования; 3) регламентация и установление в наиболее общем виде институциональной основы функционирования всех юридически значимых элементов политической системы общества;

  • 2 Администрация президента РФ
  • Государство – это сложный механизм функционирования того или иного общества.Данный механизм формируется, как правило на основании тех или иных договоренностей, что дискутируется и закрепляется публично.[3]Теоретические аспекты развития государства – важная составляющая соответствующего познания данного процесса в динамике, по мере исторического развития человечества.[5]Неотъемлемой составляющей функционала цивилизованного государства – является построение системы государственной власти, основываясь на теориях сдерживаний и противовесов, а также возможности отзыва (отрешения от должности) того или иного лица с выборной должности, в случае совершения последним того или иного противоправного деяния.Должность Президента в РФ – является выборной.. Необходимость содержательного анализа правовых аспектов, а также специфику процедуры отрешения от должности (импичмента) лица, с должности Президента РФ, обуславливает актуальность темы исследования.Объектом исследования, в контексте заявленной тематики в русле данной работы являются правовые аспекты процедуры импичмента Президента РФ, роль судебной ветви власти в указанной процедуре.Целью данной работы – является проведение анализа, правовых аспектов процедуры импичмента Президента РФ, роль судебной ветви власти в указанной процедуре. Задачами данной работы являются:- Общая характеристика понятия субъективного права, как правовой категории;- Общая характеристика процедуры импичмента Президента РФ, с точки зрения норм конституционного права РФ;- Общая характеристика роли судебной ветви власти РФ в процедуре импичмента Президента РФ;- Формирование заключительных выводов;Информационной базой работы является: актуальная научная (специальная) литература, нормы конституционного права РФ.

    Общая характеристика понятия субъективного права
    Содержательный анализ специализированных научных источников, позволяет определенно сформулировать определенные понятия права в целом, а именно:Право – это система общеобязательных правил поведения (юридических норм), устанавливаемых и обеспечиваемых государством с целью регулирования общественных отношений.[3]Наиболее ярко роль и социальное назначение права проявляется в функциях последнего, а именно:Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения.[3]О субъективном праве мы говорим в том случае, когда право принадлежит конкретному субъекту и представляет собой определенные юридические возможности его поведения.Право субъективно и в том смысле, что реализация таких возможностей зависит от воли и желания конкретного участника общественных отношений.В зависимости от обстоятельств личность может использовать а может и не использовать свое субъективное право.[4]Субъективное право возникает на основе права объективного, которое закрепляет за личностью определенные юридические возможности, а государство гарантирует защиту действий личности в процессе реализации данных последнему правовых возможностей. [5]Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что субъективное право – это закрепленная юридическими нормами и обеспечиваемая государством возможность определенного поведения лица, обладающего таким правом.Общая характеристика процедуры импичмента Президента РФСодержательный анализ правового поля Российской Федерации, позволяет утверждать, что Основным Законом нашего государства, является Конституция РФ.В вышеуказанном законодательном акте имеющего наивысшую юридическую силу, и нормы которого имеют прямое действие, закреплены основные нормы жизнедеятельности общества.Отдельный раздел, (Глава) Конституции РФ, посвящена регламентации (правовому регулированию) деятельности Президента РФ.

    В вышеизложенной работе, дано определение понятию «субъективное право», а также осуществлен анализ основных этапов процедуры импичмента Президента РФ, роли судебной ветви власти в указанной конституционной процедуре.На основе вышеизложенного, можно сформулировать следующие заключительные выводы, а именно:- Наличие права на осуществление того или иного действия, субъективно, что урегулировано действующими правовыми нормами;- Процедура импичмента Президента РФ, является конституционной, и этапы последней, императивно урегулированы на уровне специальной статьи Конституции РФ;- Субъектами права на отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента, является законодательная ветвь власти России, а именно: Государственная Дума РФ – субъектом права на выдвижение обвинения, Совет Федерации РФ – субъектом права на отрешение от должности Президента РФ;- Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности Советом Федерации РФ, носит четкие временные рамки, а именно: на протяжении трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой РФ соответствующего обвинения. В случае не рассмотрения Советом Федерации РФ, соответствующего обвинения в указанные сроки – последнее считается отклоненным, что урегулировано императивно на уровне нормы Конституции РФ;- Роль судебной ветви власти при осуществлении процедуры импичмента Президента РФ – состоит в экспертно – правовом сопровождении указанной процедуры, что также урегулировано императивно на уровне соответствующей, специальной, конституционной нормы;- На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что актуальность темы работы подтвердилась в процессе исследования, тема является фундаментальной.

  • 3 Конституционный суд в системе разделения властей
  • Вопросы организации эффективного устройства судебной системы и ее элементов является одними из самых насущных вопросов, стоящих перед любым государством. Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы имеют самостоятельность. Самостоятельность судебной власти обозначает независимость судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. Важной особенностью демократического правового государства является та, что органы, должностные лица, граждане страны обязаны неукоснительно соблюдать существующие законы. В реальной жизни столкновение различных интересов и оценок действующих правовых норм приводит к правовым конфликтам. Для предотвращения и разрешения таких конфликтов необходимо наличие органа, который бы, используя свое особое положение в общей системе государственных органов власти и возможность применения специфических средств воздействия, могу бы выполнять рассматриваемую задачу. Такую задачу решает судебная система государства. - рассмотреть особенности значения суда в структуре разделения властей.Задачи работы:рассмотреть понятие и особенности судебной власти в государстве на федеральном и региональном уровне;проанализировать систему судебных органов Российской Федерации;описать особенности реализации судебной власти посредством деятельности различных видов судов.

    Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесено к ведению Российской Федерации.Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов1. Важным элементом в этой системе выступает система федеральных органов судебной власти. Вместе с судами субъектов Российской Федерации она составляет судебную систему.Под значением органов судейского сообщества следует понимать законодательно определенные направления их деятельности (обязанности), служащие достижению целей независимости судебной власти, эффективности и качества ее деятельности посредством реализации прав и обязанностей органов судейского самоуправления в рамках установленной процедуры.В международно-правовых документах последнего периода выработано понимание многофункциональной модели органов судейского сообщества как оптимальной и необходимой широты их полномочий для выработки единства подходов к решению внутриорганизационных вопросов.Несмотря на большое разнообразие зарубежных моделей органов судейского сообщества, именуемых в международно-правовых документах судебными советами, в литературе отмечаются их значительные полномочия в отношении назначения, обучения, карьерного роста судей, привлечения судей к дисциплинарной ответственности, полномочия по финансированию и администрированию судебной системы . Создание органа судейского самоуправления, наделенного широкими полномочиями, поддерживается на уровне соответствующих международных и европейских организаций2.Так, в соответствии с п. 41 Заключения N 10 Консультативного совета европейских судей "О совете судебной власти на службе общества"

    Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, открыла новую страницу в истории России. Благодаря ей, в частности, была сформирована судебная система России, основанная на демократическом принципе разделения властей. Судебная власть в демократическом государстве приобретает черты самостоятельной, независимой силы, а характер судопроизводства отличается состязательностью, демократичностью, справедливостью вынесенных решений. В условиях демократического общества роль судебной власти непременно возрастает за чет того, что решение законодательных противоречий и конфликтов осуществляется мирным путем, без произвола и насилия, основываясь лишь на действующем законодательстве.Судебная власть является разновидностью государственной власти. В своем тесном взаимодействии с ее другими ветвями должна приобретает характер самостоятельности. Она имеет высокий статус в обществе, а в ее состав входят высококвалифицированные специалисты. Судебная власть в процессуальном порядке утверждает идеи верховенства права и справедливости.На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации, как в правовом государстве, поддержание, развитие, совершенствование судебной власти является важнейшим условием сохранения и продолжения развития демократических преобразований и улучшения осуществления процесса правосудия в целом

  • 4 Участие граждан в выборах: способы и гарантии
  • Многие россияне испытывают недоверие к выборам, поскольку в стране наблюдается невысокая политическая культура населения, и как следствие – незаинтересованность граждан в политике и отчуждение от нее. Но вопрос о том, как проходят выборы, никогда в России не теряет своей актуальности.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Участие граждан в выборах является политической задачей всех россиян. Но основная проблема избирателей РФ – это отсутствие четких ориентиров и харизматичных лидеров, поэтому люди часто отказываются принимать участие в голосовании. В данной курсовой работе будет проведен анализ поведения российских избирателей, а также способы и гарантии участия граждан в выборах.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Целью курсовой работы является рассмотрение гарантий и способов участия граждан РФ в государственных выборах.
    Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
    • изучить особенности участия российских граждан в политических выборах;
    • рассмотреть правовые гарантии граждан России в процессе проведения выборов;
    • провести анализ научной литературы и сделать собственные выводы.

    Как писать введение курсовой работы

    В процессе написания курсового проекта были изучены такие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральные законы «О выборах Президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав». Также в работе были использованы сравнительный метод и анкетирование, которое проводилось среди граждан на избирательном участке в процессе проведения выборов.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 5 Гражданство Российской Федерации
  • В России активно осуществляется правовая реформа, поэтому сейчас наиболее актуальным является вопрос получения гражданства Российской Федерации. Наибольшее внимание привлекает такая проблема, как рост миграции и сложности в оформлении российского гражданства после распада СССР.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Для одних граждан бывшего СССР переход на новый уровень произошел автоматически, а другие испытывают большие сложности при оформлении российского гражданства. Поэтому в данной курсовой работе будут рассмотрены особенности общественных отношений в сфере регулирования института гражданства, а также правила получения гражданства Российской Федерации.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Основной целью данной курсовой работы по конституционному праву является проведение комплексного юридического анализа содержания российского гражданства, а также порядок его получения.
    Для этого необходимо реализовать такие задачи:
    • изучить понятие гражданства;
    • исследовать порядок получения гражданства Российской Федерации.

    Как писать введение курсовой работы

    Раскрыть тему курсовой работы удалось с использованием таких методов: структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный, социологический, метод теоретического анализа, толкование и конкретизация. Нормативно-правовую базу курсового проекта составили Конституция РФ, Гражданский кодекс и другие нормативные акты.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 6 Обращения граждан: понятие, виды и процедура рассмотрения
  • 7 Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации
  • 8 Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 9 Гражданское общество: конституционные проблемы
  • 10 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой статус, виды, полномочия