Конституционное право: понятие, предмет и метод регулирования | Пример курсовой работы

Конституционное право: понятие, предмет и метод регулирования

Цель исследования: всестороннее комплексное изучение и анализ понятия, предмета и метода регулирования конституционного права.

С точки зрения деления права на частное и публичное конституционное право относится к числу публичных отраслей права (наряду с административным, уголовным, финансовым, международным публичным). Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.
Таким образом, конституционное право – ведущая публичная отрасль права России, которая является ядром системы права России, состоит из совокупности норм права, устанавливающих, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное единство общества и государства как целостных социальных систем, то есть основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина в РФ, федеративное устройство РФ, систему органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Таким образом, конституционное право – ведущая публичная отрасль права России, которая является ядром системы права России, состоит из совокупности норм права, устанавливающих, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное единство общества и государства как целостных социальных систем, то есть основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина в РФ, федеративное устройство РФ, систему органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Конституционным правом регулируются общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной, но лишь их определенный слой, то есть базовые отношения, которые в дальнейшем развиваются текущим законодательством, а также тезис о том, что предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству государства, принципы, характеризующие положение человека в государстве и обществе, основные права и свободы человека и гражданина, взаимоотношения органов государства и их компетенцию и порядок выборов.
Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования, который затрагивает все сферы жизнедеятельности граждан, общества и государства. Особенность в том, что регулирование происходит в общей форме, а более детальное – текущим законодательством. Конституционное право РФ, таким образом, связано со всеми отраслями Российского права, которые зависят от содержания конституционных норм, их развивают и дополняют, но не могут им противоречить, нарушать.
Конституционное право, во-первых, выступает консолидирующим и интегрирующим фактором и стимулом для возникновения и развития новых отраслей российского права, расширяет, обогащает их новыми правовыми явлениями и знаниями, во-вторых, из норм конституционного права берут свои начала ведущие отрасли российского права, в-третьих, конституционное право предопределяет основные сферы общественной жизни, такие, как развитие демократии, права и свободы человека и гражданина, целостный механизм власти, служащий интересам личности, общества, государства.
Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется в целом тем, что метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов, а также методом установления характерным для рассматриваемой отрасли права в особенности.
В плане совершенствования конституционного законодательства предлагается следующее.
1) Установить срок, в течение которого Председателем Правительства представляется Президенту структура и система федеральных органов исполнительной власти и срок для ее утверждения.
2) Установить срок, в течение которого после первого вотума Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы, а также срок, в течение которого после повторного выражения недоверия Правительству Президент должен объявить об отставке Правительства либо распустить Думу.
3) Определить момент, с которого следует исчислять три месяца, в течение которых Дума может повторно выразить недоверие. По всей вероятности исчисление данного срока должно начинаться со дня, следующего за днем вынесения первого вотума недоверия.
4) Разрешить коллизию ч. 4 ст. 111 Конституции РФ и ст. 109 Конституции РФ, таким образом, что Президент вправе назначить Премьер министра, но Дума Роспуску не подлежит. В случае, если Дума выразила недоверие Правительству дважды в первый год своих полномочий, когда она не может быть распущена, а Президента полностью устраивает состав Правительства необходимо предоставлять Президенту право не отправлять Правительство в отставку.
Цель исследования: всестороннее комплексное изучение и анализ понятия, предмета и метода регулирования конституционного права.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!