Конституционное право граждан на образование | Пример курсовой работы

Конституционное право граждан на образование

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование в Российской Федерации.

Процесс реализации прав граждан вообще и процесс реализации права человека на образование в частности, носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Именно поэтому в юридической литературе в последнее время все чаще говорится о механизме реализации, под которым обычно понимается способ осуществления прав и свобод.
Механизм реализации субъективных прав – это совокупность взаимосвязанных объективных и субъективных элементов, позволяющих субъекту правовой жизни по своему усмотрению и с учетом интересов других лиц преобразовать принадлежащие ему юридически закрепленные возможности в фактическое поведение для удовлетворения своих личных потребностей и интересов.
Фактически речь идет о системе мер и условий перевода возможности пользования благами, обозначенными в правах и свободах, в практику индивидуальной жизнедеятельности каждого человека. Категория механизма в данном случае позволяет наиболее адекватно отразить характер взаимосвязей и структуру процесса реализации прав граждан.
Механизм реализации конституционного права на образование обладает определенными чертами, совокупность которых позволяет граждан реализовывать данное право в практике общественных отношений. Как видится, такими характерными чертами механизма реализации права граждан на образование должны быть следующие:
1. Наличие нормативного основания механизма реализации права граждан на образование, т.е. правовых норм, которые определяют объем и порядок пользования социальным благом, предоставляемым данным правом.
2. Наличие фактического основания, которым являются юридические факты, представляющие собой предусмотренные нормами права обстоятельства и выступающие в качестве оснований (предпосылок) наступления правовых последствий.
3. Деятельность граждан по реализации своего права, т.е. объективное выражение права в действиях граждан с учетом его объема, содержания и пределов использования.
4. Четко определенная процедура охраны и защиты субъективного права, которая устанавливается нормами права.
5. Гарантирование реализации права на образование. Гарантированность реализации права на образование предполагает наличие как юридических, так и материальных и других средств, позволяющих перевести данное право из возможности в действительность.
Выделение в механизме реализации прав названных элементов позволяет, во-первых, в обобщенном виде объединить все его элементы и, во-вторых, вычленить в содержании и непосредственной реализации, и ее обеспечения характерные черты названного механизма.
Таким образом, в структуре механизма реализации прав человека на образование можно выделить два основных элемента: осуществление, или непосредственная реализация права и обеспечение непосредственной реализации права.
Право на образование, закрепленное в Конституции, является субъективным правом гражданина, поскольку это реальное, гарантированное государством и международным сообществом право на практическую возможность обладания и использования человеком знаний, навыков и умений для повышения его культурного уровня в соответствии с личными интересами и интересами общества в целом.
Право на образование является одним из важнейших социальных прав человека, закрепленных в Конституции, создает предпосылки для развития граждан и общества. В настоящее время в демократических странах право на образование в широком смысле обычно включает в себя совокупность прав: право на бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других учебных заведениях; доступность образования;право родителей на выбор формы образования (религиозного, светского) для своих детей; свобода обучения; право на создание частных учебных заведений. Основные положения этих прав основаны на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.
Реализация права на образование в Российской Федерации сопряжена с трудностями: недостаточным финансированием образования, качеством образования,отсутствием дополнительных льгот на образование для отдельных категорий граждан – детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов первой и второй группы и др. В связи с этим предлагается ежегодно определять на федеральном уровне и в регионах фиксированный процент бюджета на развитие образования и меры по обеспечению образования указанных категорий граждан. Проблема привлечения кадров для получения образования может быть решена путем адресной поддержки талантливых молодых специалистов.
Среди основных проблем образовательного законодательства можно выделить пробелы и противоречия, которые приводят к нарушению или ограничению права граждан на образование, а в ряде случаев затрудняют защиту нарушенных прав посредством судебного разбирательства.
Недостаточное правовое регулирование механизмов реализации права на образование, процессуальных и дисциплинарных аспектов образовательной деятельности, не установление форм ответственности и санкций за нарушение прав участников образовательного процесса, сохраняющееся противоречие с нормами других отраслей законодательства. Кроме того, несовершенство правовых механизмов препятствует реализации ряда законодательных норм, соответствующих международным стандартам,и создает ситуацию, когда осуществление одних прав неизбежно приводит к ограничению других.
Все это не только приводит к нарушению прав личности в сфере образования, но и затрудняет принятие соответствующих мер по реагированию контролирующих органов и судебной защите прав.
Представляется необходимым принять такой подход, чтобы на этапе разработки и принятия этих законов все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере образования, а также процедуры, предусмотренные законом, подвергались публичному обсуждению и утверждению. Это поможет государственным учреждениям, которые действительно заинтересованы в улучшении образования в нашей стране, участвовать в процессе реформ. К ним относятся и сами обучающиеся, объединения родителей, работодателей, представители средств массовой информации, экспертные сообщества.
Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!