Конституционно-правовой статус органов прокуратуры России. | Пример курсовой работы

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры России.

Цель данной работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса прокуратуры России.

Однако норма Конституции, предусматривающая единство и централизацию органов прокуратуры, позволила обеспечить конституционную законность в период «парада суверенитетов» и создать целостную структуру органов прокуратуры, соответствующую защиты прав и свобод всех граждан нашей страны. Президент страны В.В. Путин на выступлении в январе 2001 г. на Всероссийском совещании прокуроров отметил, что «во многом благодаря настойчивости прокурорских работников удалось существенно зачистить правовое поле России от неконституционных или противоречащих федеральному законодательству нормативных актов. В соответствие с Конституцией и федеральным законодательством приведены 60 конституций и уставов субъектов Федерации, 2312 правовых актов».
Кроме того, конституционные основы деятельности прокуратуры РФ не ограничиваются единственной нормой. Так, в ст. 71 Конституции РФ прокуратура рассматривается как объект исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, Конституция РФ определяет смысл, содержание и цели прокурорской деятельности, направленной на реализацию принципа верховенства закона.
Переход к новому конституционному строю потребовал пересмотра правовых основ деятельности прокуратуры, определения ее места и значения в системе других государственных органов, политической системе общества. Высказывались различные точки зрения об отнесении прокуратуры к законодательной, исполнительной, судебной власти, о включении ее в систему органов государственного контроля или структуру президентской власти. Так, по мнению В. Ломовского, прокуратура как орган надзора за исполнением законов должна находиться при законодательной власти России. В.Г. Бессарабов высказывал мнение о том, что прокуроры возглавляют систему органов государственного контроля.
По мнению Т.А. Ашурбекова прокуратура выступает как уполномоченный Российской Федерацией орган, в той или иной мере функционально входящий в состав всех властей, а также в систему власти Президента РФ как главы государства. Но при этом прокуратура изначально, являясь системообразующим элементом механизма сдержек и противовесов разделенных властей, правового обеспечения их слаженности и взаимодействия, не входит и не должна входить в состав ни одной из них в полной мере, что рассматривается в качестве основополагающего фактора обеспечения национальной безопасности.
В.Д. Кошелевский полагает, что прокуратура – это самостоятельный институт президентской власти по надзору за законностью и правопорядком в России, т.е. прокуратура приобрела статус, который был зафиксирован еще указом Петра I.
Такие противоречия во мнениях ученых говорят об отсутствии единой и непротиворечивой концепции места и роли прокуратуры РФ в современных реалиях. Деятельность прокуратуры – важный фактор стабилизации правовой системы страны и поэтому тесно связан с основными элементами правовой системы, такими как: правотворчество, праворазъяснение и правоприменительная практика; судопроизводство; обеспечение законности и правопорядка; системами профилактики правонарушений и социально-правового контроля; организационной инфраструктурой защиты прав граждан; правовой идеологией и правовой культурой.
Прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности, прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, надлежащего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативно-правовых актов.
Представители Генеральной прокуратуры РФ активно участвуют в рабочих группах комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ при осуществлении подготовки законопроектов, в парламентских слушаниях, проведении экспертизы законопроектов и др. Федеральное Собрание РФ осуществляет функцию парламентского контроля за деятельностью прокуратуры, который реализуется посредством депутатских запросов и проведение депутатских расследований, организацию заслушивания докладов Генерального прокурора РФ. Прокуроры 78 субъектов РФ имеют право законодательной инициативы.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Поручения Президента РФ служат поводами для прокурорских проверок, прокуратура тесно сотрудничает с органами исполнительной власти при реализации функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Усиливается тенденция повышения роли прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности, в особенности в механизме осуществления полномочий Президента РФ как гаранта национальной безопасности. Это проявилось как во включении Генерального прокурора РФ в состав Совета Безопасности РФ, Совета по реализации приоритетных национальных проектов, других структур так и в регулярных поручениях Президента РФ по борьбе с соответствующими видами угроз национальной безопасности.
В современном демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина выступают главным ориентиром законотворчества и правоприменительной практики, а защита и реализация этих прав и свобод стали актуальной задачей и содержанием деятельности государства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветви власти, местного самоуправления. При этом правосудие является основным механизмом обеспечения прав и свобод.
Тем не менее, суд призванный разрешать социальные конфликты, не может сам выявлять нарушения прав и свобод, для этого необходимо участие в правообеспечительной деятельности иных ведомств. Между тем большинство ведомств склонно к осуществлению своих узковедомственных интересов, к тому же отнесение их к различным ветвям власти затрудняет взаимодействие в юридическом механизме своевременного обновления законов и их успешной реализации для обеспечения верховенства права.
В связи с этим возникает потребность в независимом, многофункциональном, неспециализированном, самостоятельном и централизованном органе власти, наделенном полномочиями по инициированию судебного производства по любой приоритетной проблеме, затрагивающей публичный интерес, и по осуществлению несудебного контроля деятельности публично-властных субъектов правоотношений. В условиях распространенности нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина, прокуратура РФ, ориентированная только на обеспечение верховенство закона, стала важным элементом правообеспечительной деятельности.

Представляется, что прокуратуру России следует рассматривать как единую централизованную систему федеральных государственных органов, одну из ключевых в государственно-правовом механизме обеспечения единства и укрепления законности. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Проанализировав функции прокуратуры в области конституционных прав и свобод человека и гражданина, определили понятие «функции прокуратуры» как деятельность прокуратуры, которая определяется её социальным предназначением, выражается в её задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлена на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.
Прокуратура РФ путём прокурорского надзора осуществляет правозащитную деятельность. Именно прокурорский надзор является ведущей функцией прокуратуры.
Полагаем, что прокуратура России как самостоятельный федеральный орган государственного аппарата выполняет задачи обеспечения верховенства закона и представляет единую централизованную структуру органов, осуществляющих от имени Российской Федерации властные полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, независимо от федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, на основе конституционных принципов законности, единства, гласности, равенства всех перед законом, централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Цель данной работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса прокуратуры России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!