Конфуцианство и Легизм. Влияние на право древнего Китая.

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование основных положений учения конфуцианства и легизма, их влияния на семейные и имущественные отношения, а также на уголовное право и судебный процесс.

Введение и актуальность


Появление писаных законов в Китае фактически относится к 6—5 вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго в 5—3вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие
пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием.
На рубеже 5 — 4вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов.
В ханьском Китае в 3 — 2 вв.до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества.
Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена наобщинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.

Заключение и вывод


Итак, в представленной работе, мы ответили на все поставленные задачи, а именно:
В первой главе мы определили, что основной философской идеей конфуцианства является идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире и счастья людей.
Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению». Легисты определяли, что человек эгоистичен, иметь свои корыстные цели и должен строго наказываться в соответствии с законом. Все люди равны перед законом, правильное социальное поведение должно прививаться суровым наказанием, а общественная жизнь должна регулироваться позитивным правом. Правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми. Закон должен быть известным всем, иметь ясный смысл.
С возникновением конфуцианства китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную. Писаному праву отводилась незначительная роль в регулировании общественных отношений. В концепции легизма провозглашается концепция права и закона, близкая западной правовой традиции. Появление писаных законов в Китае фактически относится к 6—5 вв. до н.э., усиление законодательной деятельности приходиться на период Чжаньго в 5—3вв. до н.э., что было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки. На рубеже 5 — 4вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», в ханьском Китае в 3 — 2 вв.до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов.
Выделяли три социальными слоя: привилегированная правящая родовая аристократия, свободные крестьяни-общинники и бесправные рабы. В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов. Различия между указанными общественными слоями находили выражение и в праве.
Во второй главе, мы установили, что основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства.
Основополагающие принципы конфуцианской традиции гуманность, гармония, ритуал, почтительность, добродетель, справедливость, долг, муж и другие являются базой имущественных отношений. Участники торговли руководствовались прежде всего соображениями конфуцианской морали, помимо получения прибыли, это также служение обществу.
Конфуций был противником управления государством на основе жестких законов и запретов. Единственный вид запрета и закона, который признавал Конфуций – это религиозно-моральный закон, то есть тот закон, который одинаков во всех религиях и во всех культурах. Согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания.
Согласно конфуцианству, человек, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (правилами гармоничного, правильного поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия и обращаться к судье.
Наконец, в третьей главе, мы установили, что в древнем Китае в вне зависимости от массы факторов, включая жилищные условия, экономическое положение, состояние войны или осады и т.д. китайское общество во все времена своего существования стремилось к некому идеалу семейной модели - к конфуцианской системы ценностей, поэтому легистское учение об управлении народом, о жестокой каре даже за малейшее нарушение приказов государя, о своеобразном «равенство» перед законом проявляются в той области семейного права, где установлены наказания за различные отступления от установленных положений права.
В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка. Крайняя жестокость наказаний проявлялась особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. В традиционном китайском праве сохранились такие установки легизма, как требование коллективной ответственности, поощрение доносов.
Легисты придавали большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них. Состязательный по своему характеру процесс в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ