комплексный анализ особенностей противодействия легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем | Пример курсовой работы

комплексный анализ особенностей противодействия легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем

Целью настоящего исследования является комплексный анализ особенностей противодействия легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем.

Резюмируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что рассматриваемая категория находится в предметных областях нескольких отраслей знаний. В частности, уголовного права, криминологии, экономики, банковского дела и др. В связи с чем, под термином «легализация (отмывание) незаконных доходов, полученных преступным путем» представляется обоснованным понимать совершение любых действий с целью предоставления правомерного вида владению, пользованию или распоряжению финансовыми поступлениями, полученными вследствие совершения преступления, или действий, направленных на сокрытие источников происхождения таких поступлений.


1.2. Международно-правовое регулирование противодействия легализации преступных доходов
В современных условиях легализация преступных доходов представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества. Реагируя на вызовы, международное сообщество рассматривает противодействие легализации преступных доходов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и относит «отмывание» к преступлениям международного характера.
Отмывание денежных средств или легализация доходов, полученных преступным путем, на современном этапе является новым видом преступления. В качестве отдельного состава уголовно наказуемого преступления оно впервые было признано в законодательстве США в середине 80-х годов XX века. В это же время в научно-правовой оборот вошел термин «отмывание денег», что было обусловлено необходимостью правовой квалификации нового в тот период явления, связанного с ростом финансовых операций организованных преступных групп по легализации нелегально полученных доходов от торговли наркотическими веществами.
Как указывалось ранее, в международном праве развернутое определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности и перечисление видов и способов такой легализации содержатся в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года.
Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 года (Страсбургская конвенция) расширила виды преступной деятельности, которые следует признать «отмыванием» денег. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с «отмыванием» средств:
а) конверсия или передача материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение вышеназванных материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;
в) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти материальные ценности представляют собой полученные преступным путем; и на условии своих конституционных принципов и основных концептов своей юридической системы;
с) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользуется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем;
d) участие в одном из правонарушений, определенных в соответствии с настоя- щей статьей, или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения.
В целом, все международно-правовые нормы, регламентирующие противодействие легализации преступных доходов, можно разделить на две группы:

Подводя итоги настоящего исследования и резюмируя изложенное, можно прийти к следующим выводам.
Легализация денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем находится в предметных областях нескольких отраслей науки. В частности, уголовного права, криминологии, экономики, банковского дела и др. В связи с чем, под термином «легализация (отмывание) незаконных доходов, полученных преступным путем» представляется обоснованным понимать совершение любых действий с целью предоставления правомерного вида владению, пользованию или распоряжению финансовыми поступлениями, полученными вследствие совершения преступления, или действий, направленных на сокрытие источников происхождения таких поступлений.
В современных условиях легализация преступных доходов представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества. Реагируя на вызовы, международное сообщество рассматривает противодействие легализации преступных доходов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и относит «отмывание» к преступлениям международного характера.
В целом, все международно-правовые нормы, регламентирующие противодействие легализации преступных доходов, можно разделить на две группы:
1. Основополагающие международно-правовые нормы в виде конвенций, международных соглашений или договоров, в числе которых можно отметить Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990 г., Конвенцию ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20.12.1988 г. и др.
2. Дополнительные международно-правовые акты в виде рекомендаций, заявлений, положений и протоколов. В их числе выделяются Базельская декларация по принципиальным положениям, относящимся к отмыванию доходов от криминального бизнеса (принята в декабре 1988 года), а также Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15.11.2000 № 55/25 в Палермо).
Успешное противодействие легализации может осуществляться только в случае, если оно будет одновременно разворачиваться на двух уровнях – национальном и международном. В отдельном государстве, без международного обмена информационными потоками, взаимодействия и участия в процессе борьбы с преступниками кредитных организаций успешная борьба с легализацией не возможна.
Следовательно, всем участникам международного сообщества, в том числе РФ, следует приводить свое национальное законодательство в соответствие с существующими международно-правовыми нормами. Тем самым создавая условия для упрощенного взаимодействия как на региональном, так и международных уровнях.
К основным мерам по предупреждению легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем, относятся:
– организация и осуществление внутреннего контроля;
– обязательный контроль;
– запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операций, об отказе в выполнении распоряжений клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ;
– иные меры, предпринимаемые в соответствии с законодательством РФ.
Основным субъектом, реализующим правовую политику предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг). Главная задача данного органа исполнительной власти – координация деятельности в сфере отмывания преступных доходов иных федеральных органов исполнительной власти.
В целях предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо разрабатывать и реализовывать общесоциальные и специально-криминологические меры, направленные на предупреждение экономической преступности. В частности, к таким мерам можно отнести, во-первых, снижение риска ведения предпринимательской деятельности за счет защиты права собственности. А также установление конкурентоспособного поля государственного и частного сектора экономики, позволяющего уменьшить административные барьеры и вести активную пропаганду борьбы с коррупционной деятельностью органов власти.
Во-вторых, изменение социальных норм и правил поведения в обществе, а также характера взаимоотношений между государством и обществом, позволяющего сформировать партнерские, лояльные отношения физических и юридических лиц при участии последних в сфере экономической деятельности.
Настоящее исследование показало, что проблема противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов имеет комплексный характер и включает правовые, криминалистические, экономические, политические и иные аспекты.
В с‬в‬я‬з‬и с этим, на мой взгляд, дальнейшее изучение, рассматриваемого вопроса, имеет большую практическую ценность.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ особенностей противодействия легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!