комплексный анализ методологии гуманитарной психологии | Пример курсовой работы

комплексный анализ методологии гуманитарной психологии

Цель работы – комплексный анализ методологии гуманитарной психологии.

Непреходящими являются проблемы, решение которых, похоже, носит исторический характер и является «промежуточным», этапным в зависимости от уровня развития психологического знания на данном конкретном отрезке времени. Это соотношение сознательного и бессознательного, роль врожденного и приобретенного, социальная детерминация и генетическая составляющая в психическом развитии.
Прикладные проблемы, связанные с использованием психологических знаний в практике, в различных сферах деятельности людей; направленные на изменение психики индивида (психокоррекция, например).
На современном этапе развития психологии превалирующими являются, на наш взгляд, два подхода к рассмотрению методологических проблем: детерминистский и индетерминистский. Первый обусловлен общеметодологической философией диалектического и исторического материализма К. Маркса. Группа ученых, придерживающихся данного подхода, убеждены, что именно «структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, внутреннюю определенность. Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой. При этом немаловажную роль играют такие понятия как связь, целостность, устойчивость, среда и т.д.». Главными принципами исследования в таком подходе являются: гуманистическая направленность в связи с тем, что проблема человека – центральная в системе современного научного знания; комплексность, поскольку каждая из взаимосвязей человека с окружающим его обществом может стать отдельным предметом изучения; системность, представляющая группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как взаимодействие и взаимосвязанность элементов целого. По мнению Н. Л. Румянцевой системный подход – это «следование двум основным принципам: 1) анализ предмета как целостной системы; 2) рассмотрение системы как подсистемы высшей надсистемы и вывод целей подсистемы из целей надсистемы».
Идея неопределенности как ведущего принципа бытия (И. Р. Пригожин) упрочилась ввиду возникновения нового понимания индетерминизма. Она сущностно отражает характеристики многоуровневости сознания, его самопричинности, самоопределяемости действий человека, условий построения субъектом нового знания. Идея неопределенности – концептуальная категория в психологии. Переживание определенности/неопределенности в чем-либо – это мощный психологический фактор, влияющий на мотивационную основу деятельности, ее структурирование, творческую направленность.
Как нам представляется, обе группы объединяет ракурс рассмотрения научной деятельности в целом, и исследований психологов в частности. Общепризнано, что наука есть форма коллективной деятельности. Методология научного познания определяет методику и технику конкретных научных исследований и зависит от реального состояния и прогресса фактических знаний в данной научной области. В современной психологии сложилась специфическая система методов, охватывающих весь цикл исследования и последующего психологического воздействия.
Психология занимает центральное место среди философских, общественных, технических наук и совершенствуется в зависимости от их состояния и, в то же время, служит основанием для их развития.
Современная психология представляет совокупность разнонаправленных, часто противоположных школ и течений.
Методология – учение о принципах применения мировоззрения к процессу познания и преобразования действительности. В узком понимании – учение о методах.
У психологического знания есть некоторые особенности с точки зрения методологии. В психологии совпадают объект и субъект познания. Значительная часть психологических процессов и феноменов открывается субъекту во время самонаблюдения (интроспекции). Скорость изменений психологических знаний гораздо выше, чем в других сложных системах (биологических, геологических). Полученные знания о конкретном человеке устаревают раньше, чем психологи и педагоги успевают их практически использовать.
Многие области психологических феноменов (мотивационная, смысловая, эмоциональная сферы) недоступны изучению с помощью строгих научных методов.
К основным видам методологических проблем психологии относятся:
1) обусловленные неопределенностью знаний о психических процессах;
2) методические, т.е. обусловленные сложностью процесса исследования;
3) проблемы истории развития психологии
В ходе выполнения работы было определено, что на современном этапе развития психологии превалирующими являются два подхода к рассмотрению методологических проблем: детерминистский и индетерминистский.
Первую попытку ввести сам термин «гуманитарная психология» сделал в 1990 году Б.С. Братусь, – он говорил о том, что новый термин позволяет определить новый и более широкий подход к проблеме человека, в отличие от сложившегося в мировой психологии гуманистического направления.
Гуманитарная психология, на предельно широком поле решающая проблему человека и его сущности вбирает в себя и философско-психологический подход, и философскую психологию.
Основным положением гуманитарной психологии является понимание личности как некоего психологического орудия, органа, который координирует и направляет процесс формирования и самостроительства в себе человека.
К основным методологическим принципам гуманитарной психологической практики относятся:
1) Забота о добывании нового духовного или экзистенциального, бытийного опыта, его кумуляции и трансляции.
2) Взаимодействие в условиях неопределенности.
3) Феномен авторства.
4) Принципиальная незавершаемость диалога как метода познания и одновременно метода психотерапевтического взаимодействия.
5) Принцип минимального шага развития.
6) Альтернативность, или многоаспектность, многопозиционность гуманитарного знания.
7) Принцип открытости как психотерапевтического процесса, так и духовного созревания человека.
8) Состояние раздвоенности психотерапевта.
9) Принцип вненаходимости терапевта.
10) Принцип резонанса.
Гуманитарная психология традиционно использует следующие методы: интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, беседу как диалог, биографический метод, интуицию, интерпретацию внутреннего мира другого человека, герменевтику. Автором была дана характеристика каждого из методов и оценка их роли в гуманитарной психологии.
Таким образом, можно отметить, что все поставленные цели и задачи работы были выполнены.
Цель работы – комплексный анализ методологии гуманитарной психологии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − пятнадцать =