комплексном анализе российского и научной литературы в области общественного финансового кнтроля | Пример курсовой работы

комплексном анализе российского и научной литературы в области общественного финансового кнтроля

Цель исследования состоит в комплексном анализе российского и научной литературы в области общественного финансового кнтроля.

Самая важная функция субъектов общественного контроля в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований заключается не только в расширении границ свободы и в то же время властных полномочий населения, но и в вовлечении его в процесс политической и социально-экономической жизни государства.
Право гражданина участвовать в отправлении функции общественного контроля, в том числе и финансового, является производным от его конституционных прав, установленных Главой 2 Конституции Российской Федерации. Основным законом Российской Федерации предусмотрен ряд прав, которые устанавливают правовой режим реализации функции общественного финансового контроля. Например, право гражданина на участие в создании и деятельности общественных объединений, которое установлено статьей 30 Конституции РФ. Далее следует указать право гражданина участвовать в публичных мероприятиях, регламентированное статьей 31 Конституции РФ. Следующее право лучше всего описывает смысл общественного финансового контроля как одной из форм социальной функции. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32 Конституции РФ).
Реализуя функцию общественного финансового контроля граждане используют право обращаться в государственные и муниципальные органы, а также вправе обратиться за судебной защитой. Следует отметить, реализацией субъектами общественного контроля перечисленных конституционных прав, выработаны и методы общественного финансового контроля.
Кроме гражданина правом осуществлять общественный контроль в сфере закупок наделены общественные объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В Российской Федерации действует специальный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение. Данный закон устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации общественных объединений. Вместе с тем, деятельность общественных объединений регулируется не только Федеральным законом 82-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ и другими специальными законами об отдельных видах общественных объединений (например, Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 11.07.2001 № 955-ФЗ «О политических партиях».
В качестве объекта общественного финансового контроля следует считать деятельность контролируемых органов и организаций, процесс или результат которой имеет денежную оценку.
При отграничении объекта общественного финансового контроля от его предмета следует обратить внимание на то, что объект – это деятельность, процесс, который необходимо проконтролировать, а предмет – это результат проведенного контроля.
Таким образом, предмет общественного финансового контроля представляет собой вопрос, задачу, ситуацию, ответ или решение которых должен получить контролирующий субъект в результате контрольных мероприятий.
Принципы общественного финансового контроля представляют собой основные начала, номы и идеи, на которых основываются порядок и правила его проведения. Принципы общественного финансового контроля можно разделить на две группы: общие и специальные. Общие принципы характерны для всех разновидностей финансового контроля, в том числе общественного. К таким принципам относятся следующие:
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.
Принцип гласности. Следует отметить, что в современной России ежегодно возрастает уровень прозрачности финансово-экономический деятельности страны. Это проявляется и в систематическом опубликовании результатов финансово-экономической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирования портала «Электронный бюджет», публикации текстов различных государственных, региональных, муниципальных программ (в связи с переходом к программно-целевому методу планирования бюджетов). Субъекты общественного финансового контроля в силу действия принципа гласности также публикуют на общественных электронных порталах, в средствах массовой информации сведения о проведенных мероприятиях, выявленных фактах нарушений, разработанных методиках и т.д. Таким образом, принцип гласности в рамках института общественного финансового контроля работает в двух направлениях: как одно из средств получения информации субъектами, осуществляющими финансовый контроль с одной стороны, и как средство доведения результатов осуществленного контроля до общественности – с другой.
Общественный финансовый контроль осуществляется независимо от органов государственной власти¸ местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Независимость общественного финансового контроля проявляется через призму его отличительных признаков, среди которых следует назвать следующие:
– финансовая самостоятельность контрольного органа;
– полномочия органов общественного финансового контроля длиннее, по сравнению со сроком полномочий парламентариев;
– статус общественного финансового контроля определен Конституцией РФ.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Общественный финансовый контроль осуществляется не только на общих принципах финансового контроля (законности, независимости и объективности), но и на основе принципов компетентности и гласности. Принцип компетентности предполагает соблюдение действующего законодательства, применение эффективных методов финансового контроля, профессиональные навыки по анализу документов финансовой отчетности. Принцип гласности предполагает непосредственное информирование руководящих органов и членов общественных объединений о результатах финансового контроля, а также в случае необходимости информирование заинтересованных лиц через средства массовой информации.
В Российской Федерации граждане, а также их объединения способны грамотно и всесторонне добиться обеспечения эффективного, независимого и реального контроля в сфере государственного управления, однако, считаем, что осуществление эффективного, законного и полноценного общественного финансового контроля должно быть делегировано самим государством, а именно поддержано достойным уровнем развития гражданского общества.
Общественный финансовый контроль представляет собой урегулированную нормами права возможность общества в целом и отдельных граждан в частности осуществлять контроль за правомерностью, целесообразностью и своевременностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, а также эффективностью их использования.
Правовое регулирование осуществления общественного финансового контроля не является совершенным и потому нуждается в существенной доработке. В первую очередь необходимо разработать федеральный закон, регулирующий правовые основы общественного финансового контроля с учетом его специфики.
Институт общественного финансового контроля требует серьезных разработка как законодательных, так и доктринальных. Особое внимание следует уделить именно доктринальным положениям об общественном финансовом контроле, поскольку именно они в дальнейшем должны быть положены в основу правового регулирования рассматриваемого института.
Дальнейшее развитие института общественного финансового контроля видится через призму принятия федерального закона «Об общественном финансовом контроле». В указанном законе представляется необходимым отразить структуру субъектов общественного финансового контроля, их функции и полномочия, формы и методы осуществления контроля, принципы общественного финансового контроля.
По нашему мнению должная правовая регламентация общественного финансового контроля позволит сделать его более эффективным и востребованным в обществе, повысит уровень правосознания граждан. Кроме того, совершенствование общественного финансового контроля, повышение его роли позволит повысить уровень общественного сознания и тем самым окажет положительный эффект на качество жизни граждан в Российской Федерации.
Цель исследования состоит в комплексном анализе российского и научной литературы в области общественного финансового кнтроля.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!