комплексное теоретическое и практическое изучение экономической природы и сущности дефицита бюджета и его влияние на экономике страны | Пример курсовой работы

комплексное теоретическое и практическое изучение экономической природы и сущности дефицита бюджета и его влияние на экономике страны

Целью проведения данного исследования является комплексное теоретическое и практическое изучение экономической природы и сущности дефицита бюджета и его влияние на экономике страны.

Очевидно, что уменьшение и полная ликвидация бюджетного дефицита могут быть обеспечены лишь путем преодоления причин, его обусловливающих. Понятно и то, что это дело многих лет, в течение которых экономика будет функционировать в условиях бюджетного дефицита. Поэтому его влияние на государственное хозяйство требует теоретических исследований.
Несмотря на очевидность того, что бюджетный дефицит отрицательно влияет на экономику, в частности, стимулирует в ней инфляцию, есть и противоположные позиции. Само по себе существование бюджетного дефицита не производит решающего влияния на экономику, не отображается на доходах населения, если сильно развит частный сектор. Однако даже в странах с развитой экономикой, основой экономической системы которых и является высокоразвитый негосударственный сектор, существование государственного дефицита признается тормозом экономического прогресса, не говоря уже о его негативных социальных последствиях.
Причины возникновения государственного бюджетного дефицита рассмотрены в приложении Б.
Бюджетный дефицит отрицательно влияет на развитие экономики, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативном влиянии на социальное развитие государства.
Однако в научной литературе встречаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь положительное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично так как не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет – объективное требование экономического развития государства.
Различают понятия: устойчивый дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, вызванный кассовыми разрывами в выполнении бюджета или непредвиденными событиями и обстоятельствами. Обычно, нельзя однозначно оценивать негативные последствия превышения расходов над доходами даже одного объема, которые зафиксированы в различных социально -экономических условиях. Кроме того, для учета влияния бюджетного дефицита на экономическую динамику важно также учитывать его продолжительность, стабильность тенденций (рост или сокращение) и т.д.. Поэтому на непродолжительный период можно и при нормальных условиях развития допустить определенный бюджетный дефицит, но только тогда, когда завышенные по сравнению с доходами бюджетные расходы направляются на экономические или социальные проекты, что, безусловно, обеспечит рост (особенно путем экономии) производительности труда. Именно наращивание результатов производства, прежде всего предметов потребления, и ведет к сокращению бюджетного дефицита. Негативное влияние на экономику, что обусловлено дефицитным финансированием бюджетных расходов, безусловно ведущая роль дефицита в стимулировании инфляционных тенденций обусловливают постоянное внимание к его расходной и доходной частям. Мировая практика различает два вида бюджетного дефицита: структурный, то есть, сказывается определенным базовым состоянием экономики, и циклический, который колеблется под влиянием экономической конъюнктуры в конкретный период.
Главными причинами бюджетного дефицита в РФ являются: спад производства, снижение эффективности функционирования промышленности и сельского хозяйства, не продуманная социально-экономическая политика государства.
В отличие от классиков экономической теории, которые считали, что главной задачей финансовой политики является достижение и сохранение бюджетного равновесия, современные экономисты убеждены, что вопрос заключается не в сбалансировании государственного бюджета, а в том, чтобы бюджет балансировал экономику. В таком контексте государственная политика должна быть направлена регулирование размеров дефицита бюджета и государственного долга, а следовательно, чрезвычайное значение приобретают вопросы управления дефицитным финансированием. Управление бюджетным дефицитом предполагает, прежде всего, определение его абсолютных и относительных показателей и разработку методологии их расчета, а также выбор и оптимизацию источников финансирования дефицита бюджета, и путей его преодоления.
Проблема дефицита бюджета и определения источников его финансирования является предметом научно-практических дискуссий как в России, так и во всем мире. Многие ученые-экономисты полагали, что само по себе наличие дефицитабюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. В настоящее время их последователи-ученые бюджетный дефицит рассматривают как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Отметим, что на состояние государственного бюджета влияют следующие основные факторы: долгосрочная тенденция налоговых доходов и государственных расходов; стадия экономического цикла, в которой находится экономика; проводимая бюджетная политика государства. Длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на макроэкономические показатели. В связи с этим стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.
Меры, рекомендуемые в целях сокращения дефицита государственного бюджета, известны: повышение эффективности функционирования налоговой системы; реструктуризация государственного внешнего долга; усиление контроля за расходованием бюджетных средств; сокращение расходов бюджета. Однако на практике принятие конкретных решений является сложным, зачастую противоречивым процессом. Последние годы многие государства постоянно вынуждены бороться с различными кризисными явлениями. Начавшийся еще в 2008 г. и продолжающийся до сих пор долговой кризис в Европе сопровождается активной борьбой стран ЕС с государственными долгами и дефицитами бюджетов.
Такие страны, как Греция, Испания, Португалия и другие, вынуждены принимать соответствующие меры по уменьшению бюджетного дефицита.
Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних заимствований означает возникновение возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Вместе с тем, возврат долга и его обслуживание будет происходить за счет будущего производства, а это требует в будущем соответствующего увеличения импорта товаров и услуг. Важно при этом иметь в виду, что при кредитном финансировании государственных расходов происходит перераспределение во времени финансовых затрат, часть из которых придется возмещать будущим поколениям. Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей его преодоления и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета.
Конкретные меры государства в этом направлении могут быть различными, но в результате все они сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо:
усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в том числе лично имущественную и уголовную, и соблюдения требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения;
обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства;
ввести жесткий режим экономии бюджетных средств;
перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования;
ввести научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности.
Целью проведения данного исследования является комплексное теоретическое и практическое изучение экономической природы и сущности дефицита бюджета и его влияние на экономике страны.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!