комплексное изучение полномочий и актов Президента РФ | Пример курсовой работы

комплексное изучение полномочий и актов Президента РФ

Целью данного исследования является комплексное изучение полномочий и актов Президента РФ.

Несмотря на то, что формально президент в соответствии с конституцией наделен такими полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске законодательного органа и назначении даты очередных или внеочередных парламентских выборов, представительство в сфере международных отношений, фактически все эти и другие полномочия президент имеет право осуществлять только по согласованию с главой правительства. Причем, глава правительства подотчетен не президенту, а законодательному органу. В результате такого распределения полномочий главой исполнительной власти при парламентской форме правления выступает премьер-министр, который обладает всеми необходимыми властными полномочиями для осуществления правительственной политики. Председатель правительства и само правительство подотчетны парламенту и могут быть им отстранены от должности в случае вынесения вотума недоверия. Президент же в условиях этой модели не несет ответственности за действия правительства и остается внепартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.
Становление и развитие института президентства в каждом государстве зависят от особенностей исторического, географического, политического и правового характера.
Первой страной в мире, в которой возник институт президентства, являются США. В то время практически во всех государствах власть имела монархический, наследственный характер, в США же главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборах. Первые выборы Президента в США состоялись в 1789 году.
Первыми европейскими странами, в которых был введен институт президентства, стали Франция и Швейцария, в которых президенты были избраны в 1848 году.
В России введение поста президента предусматривалось в документах комиссии по подготовке проекта Конституции, созданном в 1917 году. Переход к республиканской форме правления в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года не вызвал автоматического принятия института президентства на территории нашего государства. Вопрос о введении этого института поставили в начале 90-х годов ХХ века.
На официальном уровне, в средствах массовой информации, в научном сообществе велись острые дискуссии о необходимости и целесообразности введения института Президента в России. Съезд народных депутатов высказывался категорически против введения такого института. Введение этого института было осуществлено в результате проведения референдума, на котором большинство граждан РСФСР (70 %) высказалось за введение в республике института президента.
В результате институт Президента в России был введен в 1991 году с принятием законов «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР», «О вступлении в должность Президента РСФСР». На основе этих законов был избран первый Президент в России – Б. Н. Ельцин.
В ст. 121.1 Конституции РСФСР 1978 года было указано, что Президент является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти РСФСР. Президентские полномочия были довольно многообразны. Президент наделялся правом внесения в законодательный орган законопроектов, обладал полномочиями подписания и обнародования законов РСФСР, имел право вето, преодолеваемое между тем большинством голосов от общего состава каждой из палат Верховного Совета РСФСР. Президент обязан был предоставлять не реже одного раза в год Съезду народных депутатов РСФСР отчеты о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, мог выступать с обращениями к народу РСФСР, Съезду и Верховному Совету. Съезд народных депутатов большинством голосов от общего числа народных депутатов мог потребовать от Президента внеочередного доклада по определенному вопросу. По предложению Президента могли созываться внеочередные заседания Съезда народных депутатов и внеочередные сессии Верховного Совета.
Ряд полномочий Президент имел и в отношении Совета Министров РСФСР – высшего органа исполнительной власти. С согласия Верховного Совета он назначал Председателя Совета Министров, а также по представлению Председателя назначал и освобождал от должности остальных членов Совета Министров. Статья 122 Конституции РСФСР 1978 года закрепляла, что Совет Министров – это орган исполнительной власти, подотчетный Президенту РФ.
Также Президент возглавлял Совет Безопасности РСФСР, вел переговоры, подписывал международные договоры, назначал и отзывал дипломатических представителей РСФСР, принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
Конституцией РСФСР был предусмотрен и ряд президентских полномочий, свойственных ему как главе государства. Например, он решал вопросы, связанные с предоставлением гражданства, политического убежища, обладал полномочиями по награждению государственными наградами, присвоению званий, чинов, был наделен правом помилования граждан.
Однако Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР могли оказывать влияние на Президента РСФСР. Так, Съезд был вправе потребовать от Президента внеочередного отчета, Съезд народных депутатов или Верховный Совет при наличии заключения Конституционного Суда РФ могли отменять указы Президента в случае противоречия их Конституции и законам РСФСР, решениям Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, что являлось мерой конституционно-правовой ответственности для Президента.
Конституцией РСФСР и Законом «О Президенте РСФСР» оговаривалось, что Президент не обладает полномочием роспуска или приостановления деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. В ст. 121.6 Конституции указывалось, что полномочия Президента не могли быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.
Впоследствии был принят ряд нормативных правовых актов, усиливающих позиции Президента. Так, 21 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР», согласно которому Президенту было предоставлено право до принятия закон об управлении краем, областью, автономной областью или автономным округом отстранять от должностей председателей Советов этого уровня в случае неисполнения ими законов РСФСР и исполнения решений антиконституционных органов. В 1992 году были внесены поправки в Конституцию, согласно которым Президент наделялся правом издавать акты по вопросам, отнесенным к его ведению, что позволяло Президенту расширительно толковать свои возможности и восполнять своими актами отсутствие законов.
Поле принятия Конституции РФ 1993 года закон «О Президенте РСФСР» был признан не подлежащим применению как противоречащий Конституции. Статус президента РФ был существенно изменен.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Институт президентства существует в большинстве стран, являющихся демократическими государствами с разделением властей. Президент является выборным главой государства, его место в системе государственных органов определяется основной концепцией, положенной в основу организации государственной власти в стране.
В России введение поста президента предусматривалось еще в документах комиссии по подготовке проекта Конституции, созданном в 1917 году. Однако, вопрос о введении этого института впоследствии поставили только в начале 90-х годов ХХ века.
В Конституции РСФСР было указано, что Президент является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти РСФСР. Президентские полномочия были довольно многообразны.
Поле принятия Конституции РФ 1993 года статус президента РФ был существенно изменен. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из следующих характеристик:
– глава государства;
– гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
– Верховный Главнокомандующий;
– Председатель Совета Безопасности России;
– Председатель Государственного совета РФ.
Конституционный статус реализуется также в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ наделен широкими полномочиями в отношении всех ветвей власти.
Практика последних лет позволяет говорить о становлении президентской власти как особой самостоятельной институциональной системы. В структуру президентской власти кроме самого Президента РФ включены следующие элементы: аппарат главы государства; органы, оказывающие содействие реализации президентской власти; органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ, а координирует их деятельность Правительство РФ.
Анализ конституционно-правовых и политических реалий института президентства в РФ позволяет заключить о формировании сегодня в нашей стране самостоятельной властной ветви, которую можно определить как президентская власть.
Целью данного исследования является комплексное изучение полномочий и актов Президента РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!