Коммуникативные стратегии в социально-ориентированном дискурсе. | Пример курсовой работы

Коммуникативные стратегии в социально-ориентированном дискурсе.

Целью настоящей курсовой работы является исследование реализации коммуникативных стратегий в рамках социально-ориентированного дискурса.

В социально-ориентированном дискурсе ведущим регулирующим началом является интенция, сформированная и закрепленная в рамках определенного социального направления. Кроме этого, он характеризуется принципиальной открытостью границ. В его рамках действуют стереотипные дискурсивные правила, основанные на практическом опыте участников общения и определяющие специфику организации письменной формы. При этом практический опыт субъектов дискурсов – это опыт полидискурсивный, включающий, наряду с бытовым, опыт участия в институциональной дискурсной деятельности на правах клиентов дискурса.
В результате в текстах социально-ориентированных дискурсов обнаруживаются речевые модели, спродуцированные дискурсами институциональными и личностно-ориентированными.
Но характер восприимчивости социально-ориентированных дискурсов к использованию институциональных и личностных речевых моделей в структуре речевой формы оказывается различным. Специфика обращения к ним определяется качеством дискурсивной интенции, позволяющим типологизировать личностно-ориентированные дискурсы на его основании.
Рассмотрим функционирование речевых моделей в социально-ориентированном дискурсе.
Анализ социально-ориентированной коммуникативной сферы предполагает обращение к категории обыденного человека – функциональной социально-ролевой позиции, которая, с учетом вариативных внешних условий его бытия, противопоставляется позиции институционально заданной («профессиональной»). В целом в функционально-деятельностном аспекте вся осуществляемая человеком деятельность (в том числе и речевая) может быть представлена как результат реализации социальных ролей, которые предполагают определенные модели поведения.
Обыденный человек реализует свою социальную роль во всех коммуникационных сферах. При обращении к социально-ориентированной деятельности с позиций дискурс-анализа речевая деятельность медиаресурсов рассматривается как воплощение социально-речевого опыта, получение которого определено условиями полидискурсивного существования.
Обычный человек становится коммуникантом стратегии порождения текста в рамках указанной деятельности, с одной стороны, его индивидуальный опыт, представления о реальных или вымышленных мирах, относительно которых мы уже обладаем большим количеством знаний и убеждений, с другой – его знания о типах функционирующих в данном социуме в данный конкретно-исторический период дискурсов, и отдельным компонентом такого знания является представление о том, какие речевые модели в этих дискурсах используются.
Социально-ориентированные дискурсы активно оперируют специальными номинациями (медицинские, бухгалтерские, методические, культурные и им подобные термины, наименования официальных структур, реалий политической жизни государства, учреждений и др.), а также требуют использования особых речевых формул при трансляции социально значимого содержания.
Социально-ориентированный дискурс направлен на интерпретацию реальности, порождение текста – действие доминантное. Интерпретация фактов и мнений имеет самостоятельное значение. Она развивает художественные задатки, тренирует интеллектуальные способности.
В работе исследовалась реализация коммуникативных стратегий в рамках социально-ориентированного дискурса.
Сделаны следующие выводы.
Определение Арутюновой: дискурс – это речь, «погружённая в жизнь» – выводит на первый план дискурсивные исследования, включающие явления, находящиеся за пределами границ единства высказываний и за пределами границ единого текста: аспекты функционирования текста и дискурса в социальной среде.
В современных исследованиях существуют три базовые группы дискурсов: институциональные, социально-ориентированные и личностно-ориентированные дискурсы. В основе такого разграничения лежит характер и способ организации дискурсивной интенции. Институциональный дискурс характеризуется задачами соответствующего института и в большинстве специально оговариваются в различных предписаниях, законах, инструкциях, руководствах и т.д. Социально-ориентированный дискурс регулируется в соответствии со спецификой социального института (публицистического – информирование, политического – борьба за власть, образовательного – распространение знания и т.д.). Личностно-ориентированный дискурс подобным единством не обладают, он демонстрируют множественность целей и локальность их характера.
Социально-ориентированный дискурс – это вид дискурса, внимание которого направлено на актуальные проблемы социума и его духовно-нравственным приоритетам. Его назначение заключается в социальном управлении обществом. Этот дискурс способен решать задачи как гуманистического, так и образовательного характера, акцентируя внимание общественности на социально значимых проблемах. Он не только обозначает проблемы, но предлагать их решение.
Высказывание социально-ориентированного дискурса с точки зрения лингвистики появляется в той или иной индивидуальной и социальной действительности в качестве комплексного отражения этой действительности и самовыражения субъекта или субъектов деятельности.
Вопрос состоит в определении степени стратегичности конкретного речевого акта. Стратегия в частности, и речевое воздействие, в общем основываются на интерпретации ввиду ее задействования в операциях над эмоциями, знаниями, волей и ценностями адресата, следовательно, наличие или отсутствие установки на интерпретацию позволяет провести различие между речевыми стратегиями и прочими речевыми действиями, например, извещениями, которые не предполагают вариантов интерпретации ввиду отсутствия адресанта-индивида с его мотивациями и эмоциями, хотя, и могут содержать тактические уловки. Разграничение нестратегической и стратегической коммуникации помогает структурировать эмпирический материал и анализировать регулярные эффекты коммуникативных стратегий.
Планирование речевого поведения состоит не в простом сложении высказываний, а предстает частью интерактивного процесса, в котором адресат в нормальной ситуации интерпретирует речевые действия адресанта в соответствии со своими мотивациями, желаниями и стратегией. Стоит заметить, что чем ритуализованнее коммуникативная ситуация, тем меньше поведение субъектов коммуникации зависит от знания конкретной ситуации.
Задача современного социально-ориентированного дискурса – это формирование собственной читательской аудитории. Чтобы включить клиента дискурса издания в новое коммуникативное пространство, автору необходимо создать для него особую программу поведения через комплекс использования особых коммуникативных стратегий.
В социально-ориентированном дискурсе коммуникативные стратегии всегда выражаются в провоцировании поведения читателя в нужном ему направлении, опираясь на «слабые точки», которые последовательно моделируются. Обращаясь к читателю как субъекту дискурса, автор тем самым сообщает ему о его социальном статусе. Принимая роль адресата, читатель ставит себя в позицию субъекта, создаваемым обращением.
Задачей автора коммуникативной стратегии является погружение читателя в особую информационную атмосферу, где ему необходимо осуществлять свой выбор. Принципиальной установкой современного социально-ориентированного дискурса является наличие идеологической системы воздействия на адресата.
Таким образом, несмотря на многообразие субдискурсов, являющихся частью социально-ориентированного дискурса и на широкое понятие, которое несёт в себе социально-ориентированный дискурс, он использует определённые коммуникативные стратегии, благодаря которым выполняются его главные задачи: сформировать у читателей ту, картину мира, которая соотносится с картиной мира определённого издания.
Целью настоящей курсовой работы является исследование реализации коммуникативных стратегий в рамках социально-ориентированного дискурса.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

9 − 2 =